Народно-сценический танец

История развития русского народного танца от истоков до наших дней. Хореографическая структура хороводов и плясок. Методика преподавания народно-сценического танца на первоначальном этапе обучения. Правила исполнения движений народного экзерсиса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Русский народный танец; от истоков до наших дней

2. Виды русского народного танца

3. Методика народно-сценического танца

4. Методика преподавания народно-сценического танца первого года обучения. Цели и задачи

Список используемой литературы

С древних времен танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Таким образом, танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы правления, остается неизменной. Она и определяет его особенные, отличные от других искусств черты.

Причиной раннего рождения пляски является ритмическая основа, что сразу стало ее отличительным признаком способность к ритму — одно из важнейших свойств природы человека. В далеком прошлом танец зародился и стал составной частью процесса труда, или различных ритуалов.

Простые движения — одно из ярких проявлений чувства: ребенок смеется и танцует от радости: характерная реакция на радость — прыжки и крик человека: человек вышагивает взад и вперед от волнения. Так же непосредственно связаны с душевным состоянием и движения в танце, но в нем они ограничиваются и определяются тактом, ритмизируются.

Искусство любого народа находится в теснейшей связи с его экономикой и хозяйственной жизнью. Танец отображает трудовые процессы человека: «охоту», «земледелие». По средствам пластики человек подражает окружающей природе, животным. Умело выражает танец и настроение, состояние человека. Есть ему место и в грусти: в России — это различные девичьи хороводы, и в радости — широко известные плясовые. Потому находит место танец на всех празднествах, гуляньях народных — будь то праздники урожая виноделов и пахарей, сборщиков фруктов и хлопка, будь то свадьба или Новый год.

Изобразительные и выразительные средства, форма и технологические приемы, закономерность и стиль исполнения, манера исполнения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопровождение, определенная композиция, количество участников и т.д. — все это определялось и подсказывалось самой жизнью, в процессе исторического развития русского народного танца. Эти признаки стали характерными для каждого жанра, для каждого отдельного вида.

Русский народный танец делится на два основных жанра — хороводов и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский танец продолжает развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Появились новые темы, отражающие повседневную действительность. Под воздействием бурно развивающихся в наше время профессиональных ансамблей народного танца, русских народных хоров, ансамблей песни и пляски и других художественных коллективов русский народный танец, особенно в художественной самодеятельности обогатился новыми движениями, новыми построениями, фигурами, усложнилась композиция танца.

Эти танца создаются на основе развития традиций народных гуляний, игрищ, посиделок и т.д. На основе ряда плясок возникли наполненные новым содержанием спортивные, кадрильные и другие пляски.

В восприятии старинного русского танца, а особенно в постановке нового танца на современную тему большую роль играют музыка и костюм. Музыка — родная сестра хореографии. Она не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. Любому виду танца присущи свои музыкальные интонации, свой музыкальный стиль, характерные для той местности, в которой этот танец исполняется. Особенно это относится к постановке новых танцев.

Трудно создать новый хороший танец, в котором бы все компоненты — содержание, лексика, музыка — органично и творчески были слиты воедино. Но опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, хореографы имеют все возможности для того, чтобы создавать новые интересные танцы и композиции.

1. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ , ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). Он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т.п.). В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Русский народный танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой. Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различными изменениями. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его техника. В истории русского народа можно выделить, несколько периодов и проследить по ним состояние народного танца.

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ-богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложили отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик — праздник, связанный с весенними земледельческими работами — посевом; обжинки, спожинки — окончание жатвы, сбор урожая; осенины — проводы лета и встреча осени; коляда — зимний праздник; радуница, русалии — зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших; Ярилин день — праздник солнца — Ярилы; таусень — Новый год и др.

Введение христианства в качестве официальной государственной религии повлекло за собой изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. В этот период некоторые из языческих обрядов отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.

Х-XI вв. — период яркого расцвета среднерусского феодального государства, его культуры, искусства. Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен являющихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве — былинах, сказках, а также в рисунках и фресках.

Большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца сыграли скоморохи. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски, Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем.

В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский — типа полонеза, английский — англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, живущие в России.

Указами Петра устанавливаются правила поведения не только на торжественных приемах и ассамблеях, но и на семейных праздниках и свадьбах. Эти правила, состоящие из шестидесяти трех параграфов, напечатали в специальном пособии для обучения и воспитания детей дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В правилах говорилось и о поведении во время танцев.

Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры. Интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев — танцмейстеры, которых выписывали из-за границы. Они не только учили танцевать, но и воспитывать учеников.

Русское государство в XIX в. проходит процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, формирование рабочего класса, рост городов и городского населения с образованием в них новых социальных групп — ремесленников, мещан, мелких служащих, городской прислуги и т.д., — нарушение патриархального семейного быта — все это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме. Рабочие и мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в исполняемые ими пляски свой характер, жесты, мимику, свою манеру исполнения. Многие пляски и хороводы этого времени связаны с проведением рабочих маевок и с городскими гуляньями. Появляются городские и фабричные кадрили, новые танцы — «коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и др.

Развитие профессионального балетного театра немало способствовало популяризации на русской сцене народного танца, всячески стремясь найти ему достойное место на профессиональной сцене.

Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигала не только блестящих мастеров классического стиля, но и одаренных исполнителей, народного танца.

В советскую эпоху происходит истинный расцвет народного танца. Уже первые фестивали и смотры, в которых участвуют представители всех республик и национальных округов страны, демонстрируют огромные художественные богатства, выдвигают одаренных исполнителей, энтузиастов народного танца. Тысячи самодеятельных коллективов пробуют свои силы в создании новых танцев, в возрождении забытых национальных композиций.

Советская эпоха воспитала целую плеяду талантливых мастеров, тонко понимающих стиль национального танца, умеющих доносить его подлинно народные черты.

Искусство Н.Стуколкиной, Н.Анисимовой, В. Галецкой, Т.Ткаченко, Я. Сангович, Н. Капустиной, Н. Миримановой, А. Лопухова., С. Кореня, А. Андреева, И. Бальского и многих других отмечено новыми чертами, новым подходом к народному танцу. Их достижения объясняются не только широтой репертуара, новым подходом к интерпретации народного танца, но и школой, системой хореографического образования.

В советскую эпоху изучению национального народно-сценического танца придается огромное значение. Это одна из профилирующих дисциплин в системе среднего и высшего хореографического образования.

Опыт советской школы восприняли хореографы стран социалистического содружества. Балетный театр стран социалистического содружества является подлинно народным театром. Его репертуар, его зритель обязывают с особой бережностью относиться ко всему тому, что связано с народными танцами, народными образами.

Веками создавались формы народного танца, Они кровно связаны с жизнью наряда, его бытом, трудом, художественным вкусом. Танец не зря называют своеобразной летописью народной жизни. Народ сам хранил свои танцевальные сокровища. Из поколения в поколение передавались формы танца и манера их исполнения. Однако в условиях крепостнического и буржуазного строя терялись и разрушались многие ценности народного искусства. У некоторых народов в результате нищеты и религиозного гнета национальные танцы были совершенно утеряны. Народное танцевальное искусство Киргизии, Казахстана, Туркмении возродилось только в советскую эпоху. Но и в тех республиках, где танец сохранился, необходимо было очистить его от чужеродных напластований и наслоений, восстановить забытые формы. Жизнь требовала создания новых народных танцев, отражающих характер и деяния советского человека, его радостный труд и современные этические нормы его жизни.

Сложные проблемы народной хореографии начали успешно решаться в конце 40-х годов.

Эти годы ознаменовались созданием нового жанра танцевального искусства, контуры которого были подсказаны самой жизнью, небывалым расцветом народного творчества. Он получил название «ансамбль народного танца». Оказавшись самым массовым и любимым видом искусства, он сразу снискал популярность и любовь самого широкого зрителя. В 1937 году был создан первый такой ансамбль. Задачи ансамбля народного танца были точно сформулированы создателем этого ансамбля. И. Моисеевым. «Задачи ансамбля, — писал он, — создать пластические образы народного танца, отсеять все ненужное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высший художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев». Черпая в народном искусстве материал для своего творчества, Моисеев создает новые, свои собственные танцы, по духу такие близкие народу, что народ не только принимает их, но и считает своими. Сразу же после войны Моисеев создал сюиту из польских танцев, а затем показал целую программу «Мир и дружба», куда вошли танцы многих стран. Не трудно было заметить, что истоком этой программы является подлинно народный танец.

В настоящее время все республики, все народы нашей страны имеют свои ансамбли народного танца. Танцевальные группы Хора имени Пятницкого, Уральского хора, ансамбль «Березка», Украинский ансамбль под руководством П. Вирского, Грузинский ансамбль, руководимый И. Сухишвили и Н.Рамишвили, знает весь мир и ценит их смелое творчество, художественность формы и внутреннюю трепетность.

Русскому танцу сотни лет, но в настоящее время он переживает новый этап в своем развитии. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые формы построения. Интерес к нему повсеместен. Все большее количество молодежи принимает участие в пропаганде и широком распространении русского танца. Сегодня нет ни одного танцевального коллектива, как самодеятельного, так и профессионального, который не имел бы в своем репертуаре русского танца. Танцевальные ансамбли, народные хоры и самодеятельные коллективы Российской Федерации и других республик также включают в свой репертуар русский танец. По всему миру разнесли славу русского народного танца наши многочисленные профессиональные, а также самодеятельные коллективы, группы исполнителей, дуэты и солисты.

Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, и что очень важно — образ нашего современника.

2. ВИДЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Классифицируя русский народный танец, определяя его жанры и виды, мы берем за основу не деление танцев по временам года (зима лето и пр.), по месту их исполнения (улица изба), не приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам (свадьба Святки), а их хореографическую структуру, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца. По совокупности этих признаков, которые в основном остаются без изменений, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.

Русский народный танец делится на два вида — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска- так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время,- кадриль, лансье, полька.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это самый распространенный и древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода- круг, его круговая композиция- подобие солнца- и движение по ходу солнца, хождение за солнцем.

Хоровод- это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.

Основой хоровода являются совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.

Хороводных песен известно очень много. В них ярко и разносторонне отражены трудовая деятельность крестьянина и вся его повседневная и праздничная жизнь. Темой ряда хороводных песен является выбор жениха или невесты; взаимоотношения девушки и юноши: их ссора, примирение, разлука любящих; отношение молодой жены к мужу и его семье.

Некоторые песни носят сатирический характер. В них высмеиваются; лодырь, отлынивающий от работы, франтиха-жена, муж-пьяница, белоручка-барыня. Участники хоровода, исполняя эти песни, передают их содержание движением.

Чаще всего хоровод строится по кругу, в котором участники держатся за руки или за концы платков; иногда руки их свободно опущены.

Основные исполнители выходят на середину круга, они поют слова «действующих лиц» песни. Остальные участники медленно двигаются по кругу, обычно по ходу часовой стрелки, и поют повествовательную часть песни. Девушка или парень, выходящие на середину круга, часто держат в руках платочек и взмахами его усиливают выразительность жеста.

Песни диалогического характера, состоящие из вопросов и ответов, породили иную, не круговую форму построения хоровода. При их исполнении участники становятся в два ряда, один против другого. Каждый ряд поочередно исполняет куплеты, выходя при этом вперед.

Кроме описанных хороводов игрового типа распространены в народе и хороводы, в которых песня не разыгрывается в лицах, а служит только музыкальным сопровождением. Такие хороводы иногда двигаются по кругу, иногда их построение более сложно и замысловато; в них включается ход змейкой, восьмеркой, различного рода переходы и перестроения. Иногда исполнители становятся парами, которые колоннами двигаются одна за другой, затем юноши и девушки расходятся, обходя двигающуюся колонну по сторонам и вновь соединяются за последней парой.

В старину хороводы скрашивали однообразную и тяжелую жизнь народа. Особенно многолюдны и торжественны были хороводные гулянья по большим праздникам, в них принимало участие население всей округи.

Хороводы почти повсеместно сохранились в народе до наших дней, причем в каждой области они имеют свои особенности.

Наряду с хороводами в быту русского народа широко распространены пляски импровизационного характера. В них отсутствует установленная последовательность фигур и движений. В зависимости от количества участников пляска может быть одиночная, парная, массовая. Парная пляска с участием девушки и юноши ярко выявляет характерные особенности женской и мужской пляски.

Движения юноши отличаются силой, ловкостью и задором; он пляшет, стараясь показать свое мастерство четкостью и затейливостью дробей, хлопушек и присядок. Девушка то двигается скромно, плавной поступью, иногда грациозно взмахивая платочком, то соревнуется с юношей сложностью плясовых «колен».

Наиболее характерный вид русской пляски- это перепляс, который, как показывает само название, является соревнованием в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Переплясу присущ задор, иногда легкий юмор. В старину в переплясе участвовали только парни, которые поочередно выказывали друг перед другом свое искусство. В современных переплясах участвуют не только юноши, но и девушки, соревнуясь между собой или с юношами. Подавшим считается тот, кто не только повторил замысловатое «колено» своего соперника, но и выполнил другие, еще более сложные.

В отличии от плясок, русские танцы имеют строго установленную последовательность фигур, каждой фигуре движения также заранее фиксированы.

Русская кадриль, в каждой местности имеет свои отличительные особенности, свой рисунок и характер движения. Существуют кадрили из 4-х, 5-и, 6-и, и более фигур. Исполняются они под песни или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия.

В процессе развития народная кадриль непрерывно изменяла свою форму и содержание. Различие между старинной кадрилью и кадрилью, бытующей теперь, очень велико.

Например, на Урале старинная кадриль плавная, идет в медленном темпе. Девушка на протяжении всех фигур идет свободной плавной походкой, что в сочетании с мужским дробным ходом дает интересный ритмический рисунок. Характерная особенность этой кадрили в общении между партнерами; юноша внимателен и предупредителен к девушке, девушка держится с достоинством и даже несколько чопорно.

Уральские кадрили более позднего времени сохранили некоторые черты старинной кадрили. Но движения в таких кадрилях, как «Шестера», «Cемеро», «Восьмера», отличаются более живым темпом, в них нет строгости, общение между партнерами свободнее. Композиция танца сложнее и замысловатее.

Русский народный танец — не музейное искусство прошлого. Все виды его- хороводы, пляски, кадрили- и в наше время бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии, они перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяется, дополняется и обогащается новым содержанием.

3. МЕТОДИКА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Дальнейшее развитие характерного танца во многом зависит от теоретически правильной, методически разработанной и тесно связанной с практикой системы воспитания танцовщика. Сложившееся в свое время пренебрежительное отношение к этому жанру хореографического искусства привело к тому, что если был создан всеобъемлющий, отшлифованный веками комплекс движений классического урока, то для характерного танца длительное время вообще отсутствовала какая бы, то ни было специальная подготовка. Только в 1890-х годах А.Ширяев по собственной инициативе создал первую попытку создания характерного экзерсиса. Эти уроки позднее ввели в двух старших классах Петербургской балетной школы. «Однако, — вспоминает одна из известных артисток ленинградского балета Е.Бибер, на характерный тренаж смотрели, как на предмет второстепенный». В Москве в 1905 году артисты балетной труппы ходатайствовали о введении уроков характерного танца, но эта просьба так и осталась, неудовлетворённой. Мысль об организации специального обучения характерных танцовщиков могла быть, по-настоящему реализована только после Великого Октября. Ещё в 20-х годах эту дисциплину включили в программу хореографических училищ. В этот же период начались занятия характерным тренажем и в классах усовершенствования артистов балета в театрах.

Новый этап в развитии педагогики характерного танца знаменует преподавательская деятельность А.Лопухова. В 1939 году он вместе с А.Ширяевым и А.Бочаровым написал учебник «Основы характерного танца»,ставший первым в мире методическим руководством по данному предмету. Авторы изложили здесь стройную и проверенную на опыте систему характерного тренажа, отличающуюся логической последовательностью упражнений и целесообразным подбором движений.

Кроме «Основ в 1954 году был издан ценный и обстоятельный труд Т.Ткаченко в котором широко представлены элементы танцев всех республик Советского Союза. Занятия характерным тренажем прочно вошли в курс обучения молодых кадров балета во всех училищах страны.

В начале развития педагогике народного танца существовало мнение о трудности классического и легкости характерного танца, который якобы можно исполнять «по наитию», не думая ни о четкости движений, ни о художественных деталях. Вместо тщательной художественной отделки сценического образа работа над характерным танцем сводится иногда только к простому заучиванию последовательности движений. Едва ли нужно доказывать, что все это не приносит пользы балетному искусству. Такая практика, без сомнения, наносит ущерб системе подготовки артистических кадров и часто приводит к ошибочному определению творческих возможностей молодых исполнителей. Бывают случаи, когда ещё в школе характерным танцовщикам считают не того, кто имеет способности в этой области, а того, кто, маленького роста, толстый или коренастый, то есть, по существу, вообще непригодный для балета. Уровень развития сценического характерного танца требует подготовки высококвалифицированных исполнителей технически оснащенных, в совершенстве владеющих своим телом, обладающих достаточным запасом актерского мастерства, умеющих в четкой пластической форме передать национальные особенности танцев различных народностей. Решающую роль в воспитании у артиста всех этих качеств играет методически разработанная и широко продуманная система тренажа. В наше время сценический характерный танец требует от интерпретатора максимальной выразительности всех частей тела: гибкости и подвижности корпуса, четкости и красоты рисунка рук, свободы и естественности положений головы, эластичности и остроты движений ног. Поэтому большое место в экзерсисах должны занимать упражнения, которые, помимо тренировки ног, помогают наиболее полному развитию всего тела танцовщика. Ко всем движениям у полки, начиная с plie и кончая большими батманами, активно присоединяется корпус, причем его подвижность разрабатывается, не только в перегибах вперёд и назад, но и в различных поворотах, наклонах в разные стороны.

Не меньшее значение в системе тренировки имеют упражнения для рук, плеч, спины и головы, и им также должно быть уделено серьезное внимание в экзерсисах. Обучение танцу лучше начинать с детства. Поэтому среди хореографических коллективов значительное место занимают детские коллективы.

Но в первую очередь необходимо остановиться на некоторых возрастных особенностях детей, без учета которых невозможно верно определить содержание и направление обучения, методы и приемы воспитания в детских хореографических коллективах. Следует учитывать, что для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система-все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физической нагрузки и чередования быстрых темпов с умеренными и медленными. У детей младшего школьного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения. Хотя такие важные для занятий бальным танцем способности, как координация движений и моторная память, развиты у детей слабее, чем у взрослых, следует отметить, что эти способности быстро развиваются посредством упражнений и что младший школьный возраст является благоприятной порой для занятия танцами. Нельзя не учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста того факта, что у них не развиты такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность приобретает для детей этого возраста занятия по танцу, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования. Таким образом хореографические коллективы и школы в которых обучаются не только дети младшего школьного возраста, решают важные художественные и воспитательные задачи. Они состоят в том, чтобы, развить художественные способности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства А тот, в ком пробудилась любовь к истинной красоте танца, защищен от всего пошлого, малохудожественного.

Как уже говорилось выше, наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приёмы которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересными, но необходимым, находить правильное соотношение между занимательным и серьёзным в обучении. Остановимся на основных способах обучения народному танцу. Занятия должны быть разнообразными как по содержанию(ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев),так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки, и самостоятельный разбор её, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений этюдов. При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи. Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему. Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, этюд, долго объяснять, пытаться научить всему сразу.

На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца. Также одно из основных требований методики народного танца целенаправленное музыкальное воспитание. Все движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Давая определенные темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучает учеников понимать соответствие между характером музыки и характером движения. Все комбинации урока должны строится с учетом музыкальной фразы, начинаться и заканчиваться вместе с нею.

Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано что музыкально — ритмическое чувство поддается развитию с помощью ритмических упражнений. Необходимо включать в урок и специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, также необходимые для исполнения народных танцев. Эти упражнения включают задания, помогающие вырабатывать навык сохранять нужные интервалы, стоя на месте, в кругу, в колонне, парами в шеренге; при движении в колонне по одному, парами, тройками; двигаясь шагами, бегом или подскоками; умение выполнять различные повороты, перестроения, менять направления, рисунок движения.

«При развитии танцевальных способностей следует в равной степени работать над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова не будет достигнуто полной гармонии движений» А.С.Ваганова. Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно, принимаются учащимися, можно закрепить их на более усложнённых шагах.

Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идет под счет педагога. Наиболее распространённая последовательность разучивания под счёт и музыку такая: педагог показывает под счёт, ученики выполняют движения под счёт. Затем педагог показывает под музыку, ученики выполняют движения под музыку.

Любой танец бальный, классический, а тем более народный, эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определённые черты характера, определённые взаимоотношения между танцующими. Поэтическая задумчивость одного танца сменяется необузданной весёлостью другого и сдержанностью, величавостью третьего.

Представление о танцевальном образе у учащихся складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца. Рассказ педагога о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные сведения об эпохе, в которую возник танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени, расширяют и обогащают кругозор учащихся, дополняют образ, созданной музыкой. Таким образом, серьёзная, вдумчивая работа на первых годах обучения позволит вести занятия во взрослых коллективах с большей глубиной и по расширенной программе.

Задачи первого года обучения: постановка корпуса, ног, рук, головы развитие элементарных навыков координации движений. Приступая к показу упражнения, необходимо уяснить понятие опорной и работающей ног. Все упражнения исполняются поочерёдно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, позже вперёд и назад. Упражнения начинают изучать стоя лицом к палке, держась за неё обеими руками. Потом постепенно переходят к тем же движениям стоя к полке боком и держась за неё одной рукой, в то время как другая рука открыта на II позицию.

Упражнение исполняют носком в пол и на воздух под углом 25°,45°,90°. Угол образуют опорная нога и открытая на воздух работающая нога. На первоначальном этапе обучения ритмический рисунок простой, впоследствии он становится более разнообразным. Урок народно —сценического танца строится в такой последовательности:

Программа по предмету Народно сценический танец

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Предмет народно-сценический танец (характерный танец) является одной из основных дисциплин в системе среднего хореографического образования.

Программа предназначена для хореографических отделений. Программа по народному танцу рассчитана на 4 года обучения. Этот предмет вводиться во втором классе.

При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности. Однако выразительность исполнения – результат не механического «натаскивания», а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных танцах. Это связано с выработкой чувства позы и ракурса, сценического пространства, ансамбля.

Основные задачи обучения:

• дать учащимся знания основных элементов народных танцев и

привить навыки их исполнения на основе

народно- характерного тренажа;

• познакомить с характерными особенностями

хореографического искусства различных народов;

• вооружить учащихся элементарными навыками сценического

воплощения народного танца.

Программа включает материал, отвечающий этим задачам, и содержит следующие разделы:

теория и методика народно-сценического танца;

практические занятия у станка и на середине зала;

исполнение этюдов на пройденном материале.

Конечная цель обучения «Народно-сценический танец» научить ученика работе над танцевальным образом, сознательному умению распоряжаться своим телом, понимая каждое движение в его простейших элементах и сложной их координации, привить музыкальность и артистизм.

Урок народно-сценического танца состоит из 3-х частей:

1-я часть – занятия у станка.

2-я часть – занятия на середине зала.

3-я часть – работа над этюдами, построенными на материале танцев народов России и мира.

1-й год обучения

Первый год обучения, занятия проводятся два часа в неделю.

Главная задача первого года обучения – овладение постановкой корпуса, рук и головы в народно-характерном танце, основными движениями и манерой русского танца, освоение терминологии.

Первый год обучения народно-сценическому танцу строится на изучении и исполнении движений русского танца, сначала отдельных элементов, а потом небольших учебных комбинаций. Занятия проводятся только на середине зала. В основу обучения должен быть положен метод усвоения техники исполнения движений в неразрывной связи с манерой и характером, которые делают элементы танца истинно национальными.

Положения и движения рук.

Ходы и основные движения:

• простой бытовой шаг

• ход с выносом ноги вперед через 1 позицию

• «припадание» — боковой ход

Подготовка к дробям:

а) удары всей стопой в пол (левой и правой ногой)

Ростелеком в Москве

Введенный Вами адрес не найден

К сожалению, по техническим причинам, мы не можем оказать вам данную услугу, но Вы можете оставить свои контакты и мы сообщим Вам как только у нас появится такая возможность.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Номер Вашей заявки на подключение

Что дальше?

В ближайшее время мы позвоним Вам и уточним техническую возможность подключения

Согласуем с Вами удобное время установки и настройки оборудования

Приедем к Вам с документами, для подписания договора, установим и настроим оборудование

В случае возникновения вопросов звоните по тел. 8 800 100 0 800 (звонок бесплатный).

С уважением, Ваш Ростелеком.

Специально для Вас мы разработали Бонусную программу. Подробнее

Правила оплаты услуг связи посредством WEB-ресурса

Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», именуемое в дальнейшем «Общество», настоящей Публичной офертой (далее — Оферта) предлагает держателям банковских карт заключить Соглашение о предоставлении возможности оплаты услуг связи (оказываемых как Обществом, так и другими операторами связи, оплата за которые принимается на основании соответствующих договоров), посредством перевода средств через настоящий сервис посредством Банка-эквайера (далее « Интернет-эквайринг »), присоединившись к настоящей Оферте посредством ее акцепта.

1. Термины и определения

1.1. Абонент — физическое лицо, заключившее договор с Обществом или с другим оператором связи, оплата за услуги которого принимается через Банк-Эквайер и имеющий идентификатор абонента в информационных системах Общества.

1.2. Плательщик — владелец Банковской карты (в том числе Абонент), инициирующий передачу через Интернет поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на перевод денежных средств в оплату Услуг связи по своему или указанному Идентификатору абонента.

1.3. Идентификатор абонента — уникальные данные позволяющие идентифицировать абонента в информационных системах Общества (логин, лицевой счет, номер контракта и т.п.).

1.4. Банковская карта — расчетная или кредитная карта международных платежных систем VISA (Visa Classic, Visa Gold, Visa Platinum) MasterCard (MasterСard Mass, MasterСard Gold, MasterСard Platinum), Карты национальной платежной системы «Мир», эмитентом которой является кредитная организация, действующая на основании лицензии выданной ЦБ РФ, являющаяся инструментом безналичных расчетов, предназначенная для совершения Плательщикам (клиентами Банка) операций с денежными средствами, находящимися у Банка на банковских счетах, или с денежными средствами, предоставленными Банком в кредит своим клиентам в соответствии законодательством Российской Федерации, а также договором банковского счета, или в пределах установленного лимита, в соответствии с условиями кредитного договора между Банком и Плательщиком, при условии, что такая расчетная или кредитная карта может быть использована Плательщиком для оплаты Услуг связи.

    1.5. Услуги связи:
  • Услуги связи, оказываемые Обществом на основании имеющихся у Общества лицензий;
  • Услуги связи, оказываемые другими операторами связи (включая услуги междугородной и международной телефонной связи), оплата за которые осуществляется посредством Банка-эквайера .

1.6. «Банк-эмитент» (Банк) — юридическое лицо, осуществляющее эмиссию и ведение счетов Плательщика.

1.7. «Банк-эквайер» — юридическое лицо — ПАО «Сбербанк», осуществляющее Интернет-эквайринг на основании договора с Обществом.

1.8. «CVC2/CVV2» — специальный трехзначный код, нанесенный на обратную сторону Банковской карты.

2. Предмет соглашения

2.1. Общество предоставляет Плательщику возможность через средства портала https://paycard.rt.ru/ , давать поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на оплату Услуг связи с помощью Банковской карты Плательщика.

2.2. Совершение Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Правил означает безусловное согласие Плательщика с условиями настоящих Правил.

3. Порядок оплаты Услуг связи посредством Интернет-эквайринга.

3.1. Обязательным условием для осуществления оплаты Услуг связи с использованием настоящего сервиса является введение Плательщиком в соответствующем окне номера мобильного телефона или адреса электронной почты для обеспечения передачи Плательщику кассового чека в электронной форме в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В случае отказа предоставления мобильного телефона или адреса электронной почты оплата данным способом не может быть произведена.
Общество осуществляет сбор и обработку информации в соответствии с Условиями обработки информации о пользователях.

3.2. Плательщику необходимо на WEB-сайте Общества или в Личном кабинете выбрать раздел «Оплата» или «Оплата банковской картой».

3.3. На первом этапе Плательщику предлагается ввести параметры платежа:

  • Идентификатор абонента (номер лицевого счета / абонентский номер / логин услуги и т.п)
  • сумму платежа, которая должна составлять не менее 1 руб. и не более 30 000 руб.
  • номер мобильного телефона или адреса электронной почты.

3.4. На втором этапе Плательщику предлагается ввести реквизиты Банковской карты. На данном этапе Плательщик переходит на специальную страницу оплаты, в которой загружается форма ввода реквизитов с сайта программно-аппаратного комплекса Банка-эквайера , адаптированная под фирменный стиль ПАО «Ростелеком».

3.4. Для заполнения формы Плательщик должен указать следующую информацию:

  • номер Банковской карты;
  • имя владельца карты (латинскими буквами, указанное на Банковской карте);
  • дата окончания действия Банковской карты -месяц/год (указана на Банковской карте), выбирается из ниспадающего списка;
  • секретный код CVV2/CVC2 (указан на обратной стороне Банковской карты, в поле для образца подписи владельца, сразу после номера карты).

Для подтверждения информации необходимо нажать кнопку «Оплатить». После проведения оплаты, Плательщику выводится страница с результатом операции, которая выводит информацию об успешности прохождения платежа, о суммах и идентификаторах абонента, на которые будут зачислены средства. Денежные средства зачисляются в режиме реального времени.

4. Порядок возврата средств

4.1. Так как Общество, фактически, не осуществляет переводов денежных средств и не оказывает каких-либо банковских услуг, то всю ответственность за правильность осуществления перевода несут, исключительно, Банк (включая Банк-Эквайер ) и Плательщик и все претензии по возврату средств, переведенных в рамках Интернет-Эквайринга , разрешаются непосредственно между Банком (включая Банк-Эквайер ) и Плательщиком

4.2. Порядок, сроки возврата денежных средств и перечень необходимых документов устанавливаются Банком-эмитентом .

4.3. Возврат осуществляется исключительно на Банковскую карту, с которой был осуществлен платеж.

5. Ответственность Сторон

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Общество не несет ответственности перед Плательщиком за задержки и перебои в работе технических платформ и транспортных сетей или сетей связи, в возникновении которых нет вины Оператора.

5.3. Плательщик несет ответственность за любые действия третьих лиц, совершенных от имени Плательщика посредством использования Банковской карты Плательщика при осуществлении платежа.

5.4. Абонент, предоставляя третьему лицу — Плательщику Идентификатор абонента тем самым соглашается со всеми платежами, внесенными данным Плательщиком за Услуги связи, оказываемые Обществом так и другими операторами связи и обязуется самостоятельно урегулировать все споры, возникающие из таких платежей.

5.5. Ответственность Банка-эмитента и Банка-эквайера за сохранность предоставленных Плательщиком сведений о Банковской карте при пользовании Интернет-эквайрингом устанавливается действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Плательщик самостоятельно несет ответственность за правильность указания номера Банковской карты, даты истечения срока ее действия, суммы денежных средств, подлежащих переводу.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельства непреодолимой силы, возникшего после заключения Соглашения в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, а именно: стихийных бедствий, пожаров, землетрясений постановлений правительства России и местных органов власти и т.д.

7. Срок действия Соглашения

Соглашение вступает в силу с момента выполнения Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Соглашения, и действует до исполнения Обществом обязательств по Соглашению.

Народно-сценический танец. Авторы: Толстых И.Н., Грищук Г.Н., редактор: в авторской редакции

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен.

Учебная программа по «Народно-сценическому танцу» посвящена одной из главных изучаемых дисциплин в системе профессионального хореографического образования. Знания, полученные при изучении данной дисциплины необходимы будущему специалисту-культурологу для понимания самобытности культуры народа.

«Народно-сценический танец» возник как симбиоз культуры исполнения классического, народно-характерного танца и самобытных фольклорных источников. Именно поэтому данный предмет является одним из интересных и ведущих дисциплин подготовки менеджеров культуры (руководителей танцевального коллектива). Изучение данной дисциплины поможет хореографу ориентироваться в разнообразии жанров и форм народного искусства, и позволит строить свою профессиональную деятельность с учетом рыночных отношений.

Данная программа знакомит студентов с характером, стилем и манерой танцев разных народов. Продолжая курс «Русского танца» расширяется знакомство с лексикой данного предмета в контексте новой дисциплины – «Народно-сценический танец». В течение всего курса изучаются элементы русского, украинского, молдавского, танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнений на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8–16 тактов из двух-трех пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.

Программа по дисциплине «Народно-сценический танец» построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования России.

Учебная программа разработана на основе учебного плана по специальности 020600 «Культурология» специализации 020611 «Менеджмент культуры» (руководитель танцевального коллектива).

«Народно-сценический танец» является одной из профилирующих дисциплин в учебном процессе, обучающихся по специальности 020600 «Культурология» специализации 020611 «Менеджмент культуры» (руководитель танцевального коллектива).

Цель курса – подготовка высококвалифицированных специалистов-культурологов, способных не только правильно выполнять движения танца, но и разбираться в идейно-образном содержании, в национальных характерах танцев.

– дать основополагающие знания по народно-сценическому танцу;

– на базе полученных знаний в курсах «Русского танца» и «Классического танца» в процессе дальнейшего обучения студенты продолжать развивать суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений;

– научиться работать в паре и танцевальными группами;

– освоить особенности народного и народно-сценического танцев;

– воспитать способность воспринимать любое задание балетмейстера;

– уметь создавать собственные комбинации, используя изученный материал;

– приобрести навыки методической и постановочной работы в танцевальном коллективе.

В результате изучения курса: «Народно-сценический танец» студенты должны

– основной понятийный терминологический аппарат по хореографии;

– работу суставно-связочного аппарата;

– специфику построения танцевальных комбинаций;

– манеру исполнения упражнения и характер изучаемой национальности;

– правильно и грамотно подбирать музыкальный материал;

– различать лексику разных народностей;

– применять методические, теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– составлять комбинации и вариации с опорой на знания, полученные в курсах «Русский танец» и «Классический танец».

Курс «Народно-сценический танец» изучается в течение 6-го семестра и рассчитан на 87 часов, из которых 64 часа предусмотрены на практические занятия.

Программой настоящего курса предусмотрены следующие виды занятий:

1. Практические занятия;

2. Самостоятельная работа студентов;

3. Теоретические консультации преподавателя;

4. Самостоятельное посещение мастер-классов;

5. Групповые просмотры концертных и видео программ, фестивалей, конкурсов, лучших хореографических коллективов разных стран, мастер-классов ведущих балетмейстеров.

В течение семестра по итогам практических работ и ответы на контрольные вопросы заданий проводится проверка усвоения материала, выставляется промежуточная аттестационная оценка.

Изучение курса заканчивается проведением зачета.

Первоначальное знакомство с характерными особенностями изучаемых национальностей. Понятия «народно-сценический» и «народно-характерный танец». Простейшие тренировочные упражнения у станка, на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации. Проводятся ознакомительные беседы об истории, быте и национальной культуре народа, которым создан разучиваемый этюд или танец. Предусматриваются занятия у станка и на середине зала.

В системе преподавания народно-сценического танца упражнения у станка преследуют следующие цели:

1. Содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развивают определенные группы мышц, особенно те, которые недостаточно заняты в упражнениях классического танца.

2. Повышают техническую сторону танца, вырабатывают силу и гибкость, мягкость и точность движений.

3. Подготавливают учащихся к восприятию на «середине» движений народных танцев.

4. Развивают в учащихся выразительность, танцевальность, приви­вают ощущение характерных особенностей народного танца.

– Полуприседания и глубокое приседание по 1-й, 2-й, 3-й, 6-й и 4-й параллельной позициям.

– Перевод стопы с носка на пятку и с пятки на носок;

– Увеличение количества переводов работающей ноги с носка на пятку.

– Проскальзывание работающей ноги на пятку;

– Вынесение работающей ноги на пятку;

– Поочередное вынесение работающей ноги в сторону то на каблук, то на пятку;

– С ударами всей ступней об пол;

– С добавлением мазка подушечкой стопы работающей ноги.

– Маленькие броски вперед, в сторону, назад, с одновременным ударом опорной ноги.

– Мазки «от себя» и «к себе»;

– С акцентом «к себе»;

– С добавлением удара подушечкой стопы работающей ноги;

– С переступанием на работающую ногу;

– С переступаниями накрест;

– «Веер» с добавлением подскоков.

– Перевод ноги, согнутой в колене вперед и назад;

– Повороты согнутой ноги коленом внутрь;

– Повороты согнутой ноги из невыворотного положения в выворотное;