Русский народный танец. Открытое занятие в средней группе

Анастасия Шмелькова
Русский народный танец. Открытое занятие в средней группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 20

«Детский сад комбинированного вида»

Конспект занятия по хореографии

«Русский народный танец»

Выполнила: Педагог дополнительного образования.

Хореограф: Шмелькова А. А.

Конспект занятия по хореографии.

Тема: Детский народный танец

Цель: Ознакомление детей с элементами движений народного танца, Русский народный Танец «Веселая пляска»

1. Настроить детей на активную творческую работу.

2. Познакомить детей с русскими народными костюмами. Картинки (женские и мужские народные костюмы)

3. Подготовить (разогреть) мышечный аппарат к активной деятельности.

4. Разучить движения танца «Веселая пляска»

5. Подведение итога занятия.

1. МУЗЫКА на ПОКЛОН

В зал входят девочки. Делают поклон

В зал входят мальчики. Делают Поклон

2. Разминка: на середине зала. «Изобрази скорей»

• На носочках дети бегут по кругу и красиво встают в круг

• Мы оловянные солдаты1

3. Ребятки, какие вы молодцы, вы так хорошо трудились, давайте немножко отдохнём. Играет медленная музыка, дети делают растяжку.

4. Рассказ педагога о народном танце и показ костюмов. (Приложение 1.)

5. Слушание русской народной музыки для танца: «Веселая пляска».

Изучение основных элементов и движений танца «Веселая пляска» (сначала под счёт, затем под музыку фрагменты движений)

Русский народный шаг;

• приставные шаги с приседанием;

• переучивание движений рук;

6. Включается музыка танца «Веселая пляска».

1. Танцуем все комбинации вместе с педагогом.

2. Дети танцуют все комбинации самостоятельно.

Повтори, как я! (под веселую музыку, по очереди каждый ребенок встает в круг и показывает интересные танцевальные упражнения, остальные повторяют.)

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории.

Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени», иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка», иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Русская пляска:

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны:плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Мы разные, но мы вместе. На этой недели в рамках проекта к дню толерантности «Мы разные, но мы вместе» наша группа «Радуга»(подготовительная) подготовила и провела.

Методическая разработка по теме:
Методическая разработка открытого урока по народно — сценическому танца «Русский народный танец» (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно — сценическому танца «Русский народный танец» (с применением ИКТ)

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу на тему:

«Русский народный танец»

(с применением ИКТ)

Автор: Петрова Светлана Федоровна – педагог по хореографии высшей квалификационной категории.

Дата проведения : 7.04 2012 года.

Место работы: МБОУ ДОД ДШИ № 2 Кировского района г. о. Самара.

Данное занятие разработано на основе авторской программы по народно-сценическому танцу Петровой С.Ф.Занятие предназначено для учащихся 2 года обучения (группы 10-12 человек) c использованием ИКТ.

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения : класс хореографии ДШИ №2.

Присутствующие : Зам. директора УВР – Быковская Г.М., пдо по хореографии –Айтуганов В.В, Атаякова Р.М., концертмейстеры-Семёнова И.А., Пасечник И.В., родители и гости.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : урок с элементами беседы (презентация)

Цель — создание условий для формирования этно-эстетической, духовно-нравственной личности учащегося на уроке народно-сценического танца с использованием ИКТ.

Образовательные: — приобрести знания о правилах и приемах исполнения русского народного танца, сформировать практические знания и умения движений русского народного танца, с применением ИКТ.

Развивающие: — развить познавательный интерес к русскому народномутанцу, богатить опыт ребенка разнообразием ритма и пластики русского танца.

Воспитательные : -воспитать личностные качества: чувство патриотизма, национальной гордости, трудолюбия, чувство эмоциональной выразительности, художественного вкуса.

-просмотр наглядного материала

-слушание русской народной музыки

-просмотр русских народных танцев(презентация)

-выполнение практических заданий.

-практический показ у станка

-практический показ на середине зала

-индивидуальный, в чередовании с групповым

Учебно-методическое обеспечение урока:

-А. Климов. «Основы русского народного танца».

-Т.К. Васильева» Секрет танца»

-Т. Устинова «Русские танцы».

1.Урок проводится в оборудованном аудиотехникой в зале с фортепиано, музыкальным центром, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком, зеркалами, хореографическим станком.

2.Аудизаписи, CD диски.

-Русские танцевальные мелодии

-DVD( Русские народные танцы)

4.Карточки с изображением видов русского народного костюма ( мужского, женского), русских народных промысел, русских народных инструментов.

  1. Вводная часть.Поклон. 2мин.
  2. Экзерсис у станка.10 мин.
  3. Объяснения нового материала ( теоретическая часть) 15мин.
  4. Практическая часть ( танцевальная лексика русского народного танца- «ковырялочка»,«моталочка», «гармошка». 10мин.
  5. Проверка и закрепление знаний и умений учащихся. 5мин.
  6. Домашнее задание: Нарисовать русский костюм. Составить кроссворд на тему русского народного танца. 1 мин.
  7. Подведение итогов. 1 мин.

Ход урока: » Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Мы все спокойны, добры и приветливы. Все готовы к уроку. Все внимательными, активными и доброжелательными к друг другу.

  1. Вводная часть. Звучит марш Ю. Чичкова

Дети исполняют по кругу зала танцевальный шаг, шаг на полупальцах, шаг на пятках, бег. Строятся в линейки по 4 человека.

Выполняют мужской и женский поклон. После перестраиваются на станок, каждый ученик занимает свое место.

  1. Учебно-тренировочная часть . Народно-сценический экзерсис у станка.

-Упражнение на развитие подвижности стопы (battementtendu)

-подготовка к «веревочке»

3 .Объяснение нового материала.

Педагог: Ребята, как вы думаете, сколько на свете танцев?

Учащиеся: 100!, 200!, 100000?

Педагог: А разве кто-нибудь их считал, да и возможно ли это?Ведь каждый народ создает танец всякий раз, когда хочет полнее ощутить жизнь,выразить свою печаль и радость!

Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так как швейцарец, не так как немец и француз.

У одного танец говорящий, у другого танец бесчувственный.

У одного танец бешенный, разгульный, а у другого спокойный.

Откуда же родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий – так писал русский писатель Н.В.Гоголь.

Русский танец родился в крестьянской среде. Зеленый луг, лесная опушка, деревенская околица- вот т сцена. Чарующая картина открывалась глазами тех, кому удавалось наблюдать сельский праздник с его танцами и хороводами.

Педагог: Зарождение танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. В селе Мартыновка на Киевщине найдено несколько литых пляшущих фигурок, относящихся к 6 веку.

Педагог: В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы и приурочены были к календарным языческим праздникам. «Семик»-посев «Спожинки» -сбор урожая, »Коляда» -зимний праздник.

Педагог:Среди участников обрядов постепенно выделялись лучшие пляшущие, Поющие, играющие. Их называли « плясец», «игрец», «ваган», «сопека». Так появились скоморохи — талантливые пропагандисты русской поэзии, танца и песни. Они сыграли большую роль в развитии пропаганде русского танца.

Педагог: Национальная одежда- это своеобразная книга, из которой можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Одежда каждой области России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

Слайд 5. Педагог: Северорусский костюм. Главной и самой известной частью этого костюма является сарафан. Его носили и в будни и в праздники, изготовлялись из холста, крашенных и фабричных тканей, шелка, парчи.

Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, женщин называли лебёдушкам. Завершал костюм головной убор. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны и всегда четко делились на девичьи и уборы замужней женщины. Отсюда различие: у девушек — легкие и воздушные накосники, венцы, ленты, обручи, кокошники, а у женщин-платки, глухие «сороки». Обували в празднике сапоги из цветной кожи, украшенные вышивками.

Педагог: В южно-русском костюме главной деталью была попёва-пробабка современной юбки. В основу костюма так же входила рубаха, украшенная вышивкой. Поверх юбки одевался передник, который всегда украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету.Этот цвет считался магическим. И одежда красного цвета должна была отпугивать демонов, оберегать владельца от разных напастей.

Педагог: Основными частями мужской одежды как сейчас , так и в старые времена являются рубаха и штаны. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличалось лишь качество материала и отделки. Праздничную одежду расшивали цветным шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе, так нагрудные узоры защищали руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Штаны заправлялись в сапоги или носились с лаптями.

О богатстве и многообразии русского народного танца говорят красивые хороводы и кадрили, виртуозные и лихие пляски .Помните, как в народных поговорках говорится» ногам работа – душе праздник», плясать – душу открывать».

Слайд 8. (DVD « Праздничная плясовая» исполняет ансамбль танца «Берёзка»)

Педагог: Среди обрядовых игр песенно-танцевального характера огромное место принадлежит хороводам. Первые русские хороводы были посвящены Солнцу и как в подражании форме солнечного диска хороводы строились по кругу.

Педагог: Хороводы очень разнообразны в своих построениях. Каждый рисунок хоровода имеет своё название, например: «воротца», »карусель», « колонна», «корзиночка». Но основной формой построения большинства хороводов является круг.

Педагог: В различных областях России хороводы имеют разные названия: «карагод», «каравод», «улица,» «городок». Поэт Державин в стихотворении «Русские девушки» показать необычайную выразительность и эмоциональную силу этого танца. Но самым большим его достоинством поэт считал его скромность и благородство.

Слайд 9.(DVD хоровод «Во поле березка стояла» исполняет ансамбль танца « Березка»).

Педагог: А теперь поговорим о русской кадрили. Русская кадриль ведет свою историю от французской кадрили, элементы которой появились в России благодаря солдатам русской армии, которые побывали за границей во время войны с Наполеоном. Но в России кадриль не только претерпела большие изменения, а некоторые кадрили сочинялись заново. Кадриль в отличие от других плясок, имеет своеобразное построение, четкое деление на пары. Так существует» Круговая» ,» Квадратная», »Линейная» кадриль.Названия фигур кадрили разнообразны: «Проходочка»,»Крутея», «Девки на расхват».

Слайд 10.(DVD» Кадриль» исполняют Т. Навка и М. Башаров).

Педагог: Русский народный танец исполнялся под своеобразный оркестр , в состав которого входили: гармонь, балалайка, деревянные ложки, свирели, трещотки, колокольчики.

Педагог: Мы сейчас познакомились с вами с истоками русского танца. Ответьте мне на вопрос?

« Что характерно для исполнения русского танца. Какова манера исполнения русского танца?

Учащиеся: скромность, благородство, размах, ловкость , жизнерадостность, кокетство, величавость.

Педагог: Правильно. А теперь, постройтесь на середину зала по линейкам.Сейчас мы познакомимся с танцевальной лексикой русского танца, которая очень разнообразна. Это: « Веревочка», «моталочка», «ковырялочка», «подбивка», «гармошка» ,»припадание»,»дробушечка»,» хлопушки», «присядки», «вращения- крутки».(Учащиеся разучивают танцевальные движения-« моталочка», «гармошка», «ковырялочка»).

Педагог: Русский танец мощный пласт русского народного творчества. Он не только отражал жизнь, раскрывал душу народа, но и делил с ним судьбу, прокладывая себе путь к признанию. Сегодня, вы только получили начальное представление об этом танце, но возможно это поможет вам сделать первые шаги в освоении хореографического русского народа.

Педагог: А закончить наш урок, мне хочется словами известной русской балерины Лидии Лопуховой « Мы, русские, прирожденные танцоры — это у нас в крови.»

5 .Проверка усвоения нового и материала, закрепление знаний и умений.

( учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.)

-Кто такие скоморохи?

-Какие виды женского русского костюма вы знаете?

-Расскажите о мужском русском костюме.

-Какие существуют жанры русского танца?

-Какие русские народные инструменты входят в состав русского народного оркестра?

-Какие движения русского танца вы знаете?

6 .Домашее задание.

1) Нарисовать мужской и женский народный костюм.

2) Составьте кроссворд на тему русского народного танца.

7. Педагог: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА

ИСКУССТВ № 2 КИРОВСКОГО РАЙОНА

Методическая разработка открытого урока народно-сценическоготанца на тему:

« Русский народный танец»

( с применением ИКТ)

Подготовила: педагог дополнительного образования по хореографии МБОУ ДОД ДШИ №2

Петрова Светлана Федоровна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 4 классе интерактивная игра «Угадай-ка»Тема: «Путешествие в волшебную страну»Цель урока:формирование коммуникативных умений и навыков учащихся по пройденному материалу, об.

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош.

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош.

Методическая разработка по русскому народному танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес.

Разработка практического заняти работы с программой MS Power Point. Фал презентации содержит тест к уроку, а также теоретическй материал по теме.

Предмет: ХимияДата проведения: 10 мая 2016 годаТема: Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения.Тип заняти.

Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока.

«Музыкальное оформление урока по народно сценическому танцу».

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Советская ДШИ» Методическое сообщение на тему: «Музыкальное оформление урока по народно сценическому танцу». Выполнила: Третьяк Елена Анатольевна Педагог дополнительного образования ( преподаватель по классу баяна, концертмейстер). г. Советский 2016 г.

2 Если обратиться к истории вопроса, то можно отметить. Что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководящего оркестром, затем группой в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине 19 века, когда большое количество романтической камерной и песенно романтической лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому способствовало также расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных заведений. Специфика работы концертмейстера в том, что ему приходится сотрудничать с представителями различных художественных специальностей, в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом. Работа концертмейстером в классе хореографии является очень интересной, т.к. обогащает музыканта новыми знаниями смежного искусства и позволяет проявлять свои профессиональные умения и творческие навыки в полной мере. Концертмейстер — полноправный участник творческого процесса, соавтор педагога. Работу концертмейстера хореографического отделения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть единого процесса обучения хореографии, а содержание музыкального материала, репертуара и его исполнение как основу развития творческого и эмоционального начала учащихся, их эстетического воспитания. Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер по классу хореографии помогает учащимся услышать музыку и прочувствовать ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Выбор музыкального репертуара это коллективная работа педагога и концертмейстера. В одних упражнениях движения являются сильными, энергичными, активными, в других мягкими, плавными, сдержанными, и музыка должна отражать характер танца и усиливать восприятие. С первых уроков по освоению основных элементов танца до построения сложных композиций, преподаватель хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, передавало характерные черты народно — сценического танца определённой национальности. Так как разучивание танцевальных номеров идет в слиянии со слушанием музыки, то очевидно, что концертмейстер помогает воспитывать эстетический вкус учащихся, их эмоциональную отзывчивость, способствует расширению музыкального кругозора. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные педагогом хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке или тактовой квадратности (строиться по равномерным частям «квадратам»). Профессиональный рост концертмейстера не возможен без начальных знаний и навыков своего дела:

3 1. Чтение с листа. 2. Знание основ хореографии, для организации музыкального сопровождения. 3. Умение одновременно играть и видеть танцующих. 4. Умение импровизировать вступления, проигрыши, заключения, варьировать музыкальный материал. 5. Уметь подобрать по слуху, или «снять» с аудио, видео источника мелодии, необходимые преподавателю хореографу. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно баянист (пианист) исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению — умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере, музыки, ритмическом рисунке, динамике. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Таким образом формируется музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление детей, что помогает при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком: марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Изучаются основные элементы народных танцев различных национальностей.для развития образного мышления подбираются не большие для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини этюд или воплотить конкретный образ под заданную музыку. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Рассмотрим урок понародно-сценическому танцу первого года обучения, который в основном посвящён русскому материалу. Народно сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающегося. Обучение народно сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Урок начинается с поклона на середине зала: размер 2/4 исполняется материал, импровизированный в русской манере, характер сдержанный, неторопливый. Переход к станку, далее идет изучение танца, которое начинается с разучивания экзерсиса (упражнения у станка), он занимает половину урока. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. Это ряд

4 разнообразных движений, которые развивают мускулатуру ног, их выворотность, координацию движений, формируют постановку корпуса, рук и головы. Эти упражнения располагаются в порядке нарастающей трудности и повторяются с каждой ноги по нескольку раз для развития техники учащихся. В повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка: 1. Demi-plie (и) grand-plie (маленькое и большое приседание) — спокойный темп, напевность и выразительность мелодии, плавно, в характере кантилены. Размер 2/4. 4/4. А. Думенко «Северные ходичи», Е. Кузнецов «Сударушка». 2. Battement tendu(выдвижение ноги; натянутое движение) — характер движения энергичный, необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение идет в быстром темпе. Размер 2/4, В.Локтев «Плясовая»; русская народная песня «Ах, берёза». 3. Battement tendu Jete (натянутое движение с броском, поднятие ноги резкое и низкое) — характер четкий и энергичный. Главная особенность музыкального сопровождения — пунктирно маршевый аккомпанемент, призванный подчеркнуть характер броска. М. Глинка «Полька»; русская народная песня «Травушка-муравушка» обработка В. Иванова; латышская полька. 4. Rond de jambe par terre (круговые движения стопой по полу) — ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. А. Бызов «Вальс»; Г. Пономаренко «Ивушка»; Е. Родыгин «Уральская рябинушка». 5..Подготовка к «веревочке» (скольжение работающей ноги по опорной). Характер чёткий, энергичный, музыкальный размер 2/4, 4/4. Матросский танец «Яблочко»; русская народная песня «Ах вы сени, мои сени»; русская народная песня «Субботея». 6. Дроби (выстукивание) размер 2/4, В. Локтев «Топотушки»; частушки; «Топотуха» Владимирской области. 7. Battement develuppe (развёртывание, раскрытие ноги на 90 градусов ) плавное движение на высокий подъём ноги. Характер спокойный, темп медленный, размер 2/4, 3/4, 4/4. В. Варченко «Сибирский лирический»; П.И. Чайковский «Русский танец» (медленный фрагмент); А. Гурилёв «Матушка голубушка»; Н. Чайкин «Вальс». 8. Grand battement Jete (большие броски) характер энергичный, маршеобразный, сдержанный темп, размер 2/4, 4/4. Русская народная песня «Утушка луговая»; «Выйду на улицу»; А. Новиков «Марш»; А. Думенко «Перепляс». Далее идет разучивание иотработка движений на середине зала: 1.Упражнение для рук и корпуса port de bras: характер музыки плавный, темп спокойный. Е. Кузнецов «Весенний хоровод».

5 2. «Гармошка» — размер 2/4, темп умеренный. Русская народная песня «Пойду ль я». 3. «Ёлочка» — размер 2/4, темп умеренный. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде». 4. «Моталочка» — размер 2/4, темп подвижный. Русская народная песня «Перевоз Дуня держала», В. Ефимов «Деревенская полька». 5. «Ковырялочка» — размер 2/4, темп умеренный. Русская народная пляска «Барыня»; «Как у наших у ворот»; М.Глинка «Полька». 6. Дробная комбинация — размер 2/4, темп умеренный. «Уральская топотуха» обр. В.Варченко. 7. Подготовка к вращениям размер 2/4, темп подвижный. Е. Кузнецов «Вертушка», С. Павин «Перепляс». 8.Прыжки (разножка) — размер 2/4, темп умеренный. «Детская полька»; «Словацкая полька». А.Жилинскис Далее следует диагональ движения выполняются в продвижении по залу: Галоп — размер 2/4, темп быстрый. Л.Делиб «Галоп», И. Дунаевский «Галоп». Шаг с носка -размер 2/4, 4/4 темп неторопливый. Русская народная песня «Трава, моя трава». Переменный шаг — размер 2/4, 4/4 темп неторопливый. В. Бухвостов «Хоровод», А. Доренский «Лирический хоровод». Бег с тройным притопом — размер 2/4, темп подвижный. Русский народный танец «Полянка», «Чебатуха». Завершается урок этюдом на середине зала в русском характере — размер 2/4, темп неторопливый. В. Коровицын «Девичий хоровод, русская народная песня «Метелица». Поклон включён в комбинацию, исполняется на этом же музыкальном материале. В обязанности концертмейстера в хореографических классах входит репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и обновлять. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, неэмоциональному выполнению упражнений детьми. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Качество хореографических занятий во многом зависит от правильного подбора музыкального сопровождения, нотного материала. Для концертмейстера очень актуальным является накопление репертуара для оформления уроков по народно сценическому танцу, желательно систематизировать свой опыт, издавая нотные сборники, отвечающие программе на каждый год обучения. Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность. Он должен уметь применять свои знания, продемонстрировать владение техникой. Педагогическая сторона деятельности отчетливо выявляется в работе с учащимися

6 хореографического класса. Концертмейстер и педагог — одно целое. Их взгляды и мнения должны совпадать. Находясь в творческом процессе, при совместных усилиях, содержание урока проходит на высоком уровне, что приводит к хорошим результатам и мотивирует учащихся и родителей на дальнейшее обучение. Использованная литература: 1.А. Я. Ваганова. Основы классического танца. — С-П., Ю. Варченко. Хрестоматия по народно-сценическому танцу для баяна. — Еманжелиск, А. Думенко. Нотный сборник для музыкального оформления народного экзерсиса. МСЛХИ, Г. Гусев. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. — М., 2004.