Народные украинские танцы. Гопак — украинский народный танец

Рассказывая о национальных особенностях страны (в нашем случае — Украины), невозможно обойти вниманием народные украинские танцы. Почему? Все дело в том, что это явление на самом деле уникальнейшее.

Глядя на задорно пляшущих мужчин и женщин, сам невольно заражаешься их энергией и положительными эмоциями. И в этом, пожалуй, нет ничего удивительного, ведь даже музыка для украинских народных танцев подбирается особая – веселая, зажигательная и, как говорится, с огоньком! Именно поэтому эта часть народных традиций и обрядов давно стала объектом пристального внимания со стороны ведущих этнографов всего мира.

Данная статья направлена на то, чтобы поближе познакомить читателя с культурой и обрядами соседнего государства. Ведь, как показывает практика, если гопак — украинский народный танец с богатой историей — еще можно считать более или менее известным, то об остальных многие читатели даже не слышали. Давайте же исправим эту досадную несправедливость!

Раздел 1. Украинское народное творчество

Во всем мире народное творчество этого государства, среди которого очень важным звеном выступают именно народные украинские танцы, является одним из самых ярких.

Объясним почему. Все дело в том, что национальный танец страны уходит корнями в далекое, можно даже сказать древнее, прошлое. Он развивался вместе с историей украинского народа и страны в целом, сложен из результатов многовековых становлений именно национальной самобытности, категорично отличающейся от таковой у всех остальных народностей планеты.

Украина – страна с относительно большой территорией, поэтому каждый отдельно взятый регион имеет свои характерные особенности и традиции, проявляющиеся также и в исполнении народных танцев.

В какую бы часть державы ни занесла вас судьба, постарайтесь не пропустить периодически устраиваемые народные гуляния. Практически все части Украины исполняют танцы, отличающиеся собственным темпом и ритмами, особенностями шагов, проходок и прыжков.

Например, в восточных регионах, граничащих с Россией, народные украинские танцы впитали в себя элементы культурного наследия соседней страны. Центральная часть государства в движениях выражает свою самобытность, а Западная Украина может похвастать красочной «казацкой» культурой.

Раздел 2. Что же они означают?

Украинские народные танцы, названия которых можно встретить практически в каждом путеводителе, посвященном этносу местного населения, сочетают в себе невероятную гармонию, эмоциональную перенасыщенность и фольклорную вечность. Но и это еще не все. Каждый привносит из них в культуру что-то свое, какую-то неповторимую изюминку. Например, украинский народный танец «Казачок» даже своим названием увековечил славу героев нации — запорожских казаков.

Несмотря на то что четко определенных правил в «Казачке» нет, все же, по традиции, его танцуют парами, с особым весельем и импровизацией.

Талантливые музыканты за многие столетия внесли немало изменений и разнообразия в оригинал мелодии «Казачка», но в танце все же осталась его очаровательная ритмика, необыкновенность такта, красивые и точные звуки.

Нельзя не отметить, что «Казачок» — это, без всяких сомнений, действо с сильным патриотическим характером.

Кстати, то же можно сказать и о втором народном танце – гопаке, состоящем из причудливых движений и непривычной для жителей других стран постановки, которую украинцы словно естеством чуют. Они знают, как танцевать, чтобы слиться с мелодией в одно целое.

Народные украинские танцы хранят в себе эмоции и переживания многих поколений целой нации. В них отображены душа народа, его волнения, победы, поражения, достижения, юмор и трагедия. Весь мир узнает украинские народное творчество по яркому национальному колориту, пылкой страсти, кульминационным прорывам, нежным течениям, силе духа, неповторимости движений, ритма и мелодии.

Население данной страны гордится своим героическим прошлым и настоящим, именно поэтому даже в современном мире научно-технического прогресса кружок под названием «Украинские народные танцы для детей» является чуть ли не самым востребованным среди молодежи. Малыши и подростки с удовольствием постигают азы и премудрости этого вида национальной культуры.

Раздел 3. Танец как часть страны

Углубившись в историю, можно узнать о том, что в целом народные танцы на Украине развивались под влиянием древнеславянских языческих традиций, культуры соседних стран, побед и поражений народа и врожденной музыкальности нации. До нас дошли и самые древние виды танцев – обрядовые.

Даже сейчас многие регионы страны по древней традиции весенние праздники отмечают с песнями, веснянками и майскими хороводами-«мариноньками», которые напоминают венок с хитросплетением ярко-красочных цветов.

Культурное богатство Украины составляют народные танцы с региональными отличиями: тропаки, гопаки, метелицы, казачки, коломыйки, а на западе – польки, кадрили, гуцулки и вальсы.

Манера их исполнения сильно отличается в каждом регионе: например, на Полесье шаги танца частые с прискоком, а в степных районах преобладают свободные и широкие движения.

Раздел 4. Танцевальные наряды украинцев

Культура украинского народа, развивавшаяся много веков, представлена песнями, танцами, обычаями и одеждой.

Народные танцы, отличающиеся своей оригинальностью и самобытностью, всегда исполняются в национальной одежде. Для девушек таким одеянием была белая длинная рубаха, на рукавах, подоле и вороте щедро расшитая вручную богатыми узорами, выполненными крестиком или гладью. Поверх рубахи украинки всегда надевали юбки – плахты. Обязательным элементом в праздничном национальном костюме женщин были яркие красные бусы. Голова девушки должна была быть украшена ярким красивым венком с ниспадающими разноцветными лентами, достающими до талии.

Мужской национальный костюм представлен широкими красными шароварами, подпоясанными длинными и широкими поясами-кушаками, обернутыми на талии несколько раз, и белой рубашкой. На голове должна была красоваться островерхая каракулевая шапка.

Ноги и женщин, и мужчин были обуты в красные сапоги.

На сегодняшний день украинские детские народные танцы всегда исполняются в традиционных костюмах. Иногда ребятам достаются сорочки, вышитые мамами, бабушками или даже прабабушками. Такие элементы одежды ценятся и часто передаются из поколения в поколение.

Раздел 5. Гопак – украинский народный танец и символ государства

Самый известный танец украинского народа, рожденный еще во времена Запорожской Сечи — гопак — изначально танцевался только мужчинами-воинами. Сегодня же он считается уникальным аутентичным видом боевого искусства, но его уже могут отплясывать даже женщины.

Как правило, гопак исполняется юношами — с большой ловкостью и легкостью, мужественно и темпераментно. Девушки же должны двигаться лирично, весело, мягко и скромно.

В идеале гопак танцуют пять юношей и всего две девушки под умеренно быстрый темп исполнения.

Раздел 6. Как танцуют казачок, и какова история этого танца?

Казачок – народный танец Украины живого общего настроя, задорный, бодрый и веселый, очень похож на гопак, но отличается меньшим количеством акробатических элементов и лирическим характером. Основными движениями считаются выбрасывания ног вперед по очереди из сидячего положения и шажки вприсядку.

Первую музыкальную обработку танца сделал польский композитор С. Дусяцкий в начале XVII века, а в русских рукописях мелодия казачка датируется II пол. XVIII века. Казачок приобрел особую популярность в 1820-х гг., после чего стал появляться во французских балетах.

Раздел 7. Особенности исполнения коломыйки

Коломыйками называются украинские народные карпатские танцы и плясовые песни. К сожалению, точное время возникновения танца не известно, но месторождением его считается украинский городок в Ивано-Франковской области под названием Коломыя.

Свою особую популярность коломыйки обрели в середине XIX века. Стихи таких песен сложены из двух строк, имеющих по 14 слогов каждая. Кстати, далеко не всем известно о том, что в таком же порядке написан и гимн Украины.

Раздел 8. Метелица как часть народных гуляний

Обязательной частью украинских народных зимних гуляний является быстрый игровой танец «Метелица», отличающийся многообразными кружениями и быстрой сменой фигур.

Танцоры должны постоянно кружиться в стремительном хороводе, напоминающем метель, под всеобщее пение.

Весь хоровод построен на буквально нескольких движениях, среди которых главная пара увлекает за собой всех танцующих то так называемой восьмеркой, то по кругу, то улиткой.

Раздел 9. Стремительный танок

Украинский обрядовый народный массовый танец «Танок» — это вид хоровода с песнями и элементами игры.

В принципе, у украинцев танком называется любой народный танец. Как правило, они исполнялись в сопровождении песен самих танцующих, в праздничные даты народного календаря.

Для таких действ характерны линейные движения «друг напротив друга».

Русские народные танцы

Русские народные танцы

Россия – великая страна, владеющая необъятными просторами. Может быть, поэтому у русского народа такая широкая душа, глубину которой хорошо можно выразить в танце. Русские народные танцы условно подразделяют на пляски и хороводы. Зародились они в глубокой древности, в те времена, когда на Руси было язычество. Земледелие и скотоводство требовали особого внимания в весенне-летний период, а осень и зима отдавались на откуп праздникам и забавам. Всевозможные ярмарки, проводившиеся после сбора урожая, служили не только для торгов, но и для веселого времяпровождения. Вот тут и расцветали яркими узорами русские пляски и хороводы.

Народный танец хоровод – один из самых древних. Это очень красивый славянский обрядовый танец, который включает в себя множество элементов, связанных с обыденной жизнью человека. Сватовство и сбор урожая, продолжение рода и течение времени – язык хоровода выразительный и символичный. Неправильным было бы считать, что это только движение по кругу взявшись за руку. Танец имеет множество построений, а рисунок хоровода порой сложный и таинственный. Педагоги в народные танцы для детей нередко включают хоровод. Он помогает эмоционально раскрыться ребенку и способствует сплоченности детского коллектива. Как правило, начинается хоровод с несложных построений и переходов, которые с каждым тактом усложняются и, достигая кульминации, завораживают зрителя. Звездочка, клин, коло, улица, колона, двойной круг – вот основные фигуры хоровода.

Русские народные танцы для детей строятся на игровом моменте. Через игру ребенку проще понять душу танца, осознать его смысл и предназначение. Приобщение к русской культуре посредством языка танца рождает в сознание ребенка любовь к своей Родине, к ее традициям и истории.

Удивительны и русские пляски, которые представляют собой импровизированное соревнование танцоров. Для девушек это плавные движения, взмахи платочками, полет рук, наклон головы. Для мужчин русский перепляс – это возможность показать свою удаль, силу, ловкость. Движения народного танца требуют хорошей физической подготовки. Дробь, вертушки, присядка – сложно выполнить все эти элементы, не обладая сноровкой и силой. Заводная, энергичная музыка русского танца помогает созданию образа, без которого танец будет смотреться как простой набор движений. Очень часто это не просто мелодия, а песня, в которой рассказывается какая-то жизненная история. «Трепак», «Барыня», «Камаринская», «Калинка» – эти русские песни-пляски известны и популярны во всем мире. Их с удовольствием включают в свой репертуар многие танцевальные коллективы России.

Вдвойне приятно, что детские народные танцы не теряют своей актуальности в век цифровых технологий и с каждым годом завоевывают все большую популярность среди молодежи нашей страны. Духовное развитие молодого поколения, сохранение традиций русского фольклорного танца, являющегося важной составляющей культуры нашей страны – это уверенность в будущем России.

Народный танец на детском фольклорном празднике

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Без названия

Народный танец на детском фольклорном празднике

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Загадки, пословицы, песни, потешки, сказки, игры, танцы и праздники в целом — это все средства воздействия на личность ребенка.

Музыкальный фольклор играет особую роль в жизни ребенка. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание. А народный танец на многих этапах истории человечества был основой хореографической культуры общества.

Хореографическую культуру современного общества включает фольклорный танец, народную хореографию, народно-сценический танец, балетное искусство, народные танцы. Их художественно-образные содержание и лексика отражают не только национальные образы, но также трудовые и бытовые традиции народа, особенно природную среду его проживания.

В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представлениям того или иного этноса. Посредством танца передаются чувства, ощущения, мысли. Народный танец своеобразно раскрывает многовековые традиции последующим поколениям. Характер народа, особое его мышление нашли отражение в языке танца. Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой, доступностью.

Празднично-игровая культура – своего рода педагогика в действии, где все средства используются в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны.

Многочисленные праздники были своеобразными формами художественного и эстетического воспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания.

Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток религиозные представления. «Кириллица» рассказывает о 7 русских народных танцах.

Трепак

Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Танцы с медведем

Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда, согласно повелению князя, медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

Присядка

История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

Хоровод

Популярный русский танец — хоровод — танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

Русская пляска

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

Пляски — импровизации

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Игровые танцы

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Остановимся подробнее на развитии танцевального творчества у детей.

Поскольку музыкальные и танцевальные ритмы народной музыки взаимосвязаны, многие хороводные песни иллюстрируются танцем: их содержание разыгрывается танцующими, что усиливает смысл, заложенный в песне.

В своей работе с детьми наибольшее внимание следует уделять образному и игровому танцу, поскольку именно они развивают самостоятельное творчество детей, заставляют глубже вслушиваться в музыку.

Есть немало народных хороводных песен, движения к которым нетрудно найти самим детям. К композиционному построению хоровода можно перейти только тогда, когда песня хорошо усвоена детьми. Прежде всего, следует вызвать у ребят желание передать в игре посредством движений яркие образы родной природы. Выразительное исполнение, беседа о содержании и характере музыки и поэтического текста – вот основные приемы, подготавливающие детей к придумыванию хороводных движений.

Игровые песни – это богатое разнообразие для детского творчества. Разнохарактерность позволяет активно использовать их для создания хореографических образов, танцевальных миниатюр. На музыкальных занятиях можно увидеть, как содержание игровой фольклорной песни становится сюжетом хореографического номера и какие возможности заложены в самом характере этих песен.

Дети очень любят совмещать танцевальные движения с манипуляцией различными предметами: платками, шарфами, ветками.

В русском танце важно передать не только точность движений, но и его характер. Для развития артистичности и эмоционального исполнения используются танцевальные сценки. Обратив внимание на весеннюю березку, можно поставить красивый танец с веточками.

Для эффективности работы в данном направлении необходимо для каждой возрастной группы подбирать доступный материал.

В настоящее время приобщение ребенка к народной культуре, народным традициям зачастую осуществляется с помощью народных календарных праздников, которые становятся привычными в жизни образовательного учреждения.

В программу народного праздника обязательно входят народные песни, пляски, игры, хороводы, народные танцы. Используя пляски и танцы, необходимо вести предварительную работу по ознакомлению детей с содержанием танца, его основной идеей и затем – детально отработать движения и продумать костюмы для танцующих. Очень важно, чтобы костюм сочетался с танцем.

Выразительное исполнение песен, драматизации, танцев дает возможность каждому участнику передать свое отношение к празднику через художественные образы музыкальных произведений, а использование в праздничной программе инсценированных сказок, стихов вносит в действие элемент театрализации.

Народное танцевальное творчество сохраняло и развивало свои традиции наравне с развитием других видов народного искусства, Живая связь хореографии с жизнью, с идеологическими, эстетическими требованиями времени, общественными идеалами сообщала ей определенные черты.

Фольклорный танец исполнялся и исполняется танцующими, прежде всего для самих себя и лишь отчасти для других, то есть он не предусматривает собственного зрителя. Собираясь на гулянья, отмечая праздники, люди исполняют танцы, взявшись за руки (в разных рисунках — в кругу, цепочках и т. д.), а потому они рассчитаны на большинство присутствующих, просты по движениям и рисункам; танцующие могут выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец.

В заключение отметим, что народный танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. В танце отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народный танец нужен людям как вид искусства, создающий красоту очень своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Этими средствами он служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.