Танцевальное объединение «Кудесники»

Творчество ансамбля получило высокую оценку на городских, краевых, межрегиональных конкурсах и фестивалях. С 1997 года ансамбль «Кудесники» – постоянный участник краевого конкурса имени М.С. Годенко, где получал звание лауреата и награждался дипломами I, II и III степеней. С 1998 по 2005 год ансамбль – дипломант и победитель детско-юношеского фестиваля танцевального искусства «Золотая Терпсихора», лауреат межрегионального конкурса детско-юношеского творчества «Радуга» города Бийска Алтайского края. В 1999 и 2003 годах ансамбль награждался дипломами городского конкурса детских хореографических коллективов «Танцевальные смешилки». В 2005г. стал дипломантом регионального фестиваля «Звездный дождь». В 2011г. получил звание дипломанта и лауреата III премии на международном конкурсе «Роза ветров в Красноярске». Коллектив постоянно принимает участие в краевых, городских и районных мероприятиях, а также в творческой жизни ГДК. За активное участие и высокий профессионализм ансамбль награжден Почетными грамотами и Благодарственными письмами.

В 2002 году образцовый ансамбль танца «Кудесники» вышел в финал всероссийской детской телевизионной программы «Утренняя звезда» в г. Москве.

Ежегодно «Кудесники» показывают не только свои сольные концерты, при этом постоянно обновляя свой репертуар, но и хореографические спектакли, а также предлагают новые формы общения со зрителем.

«Кудесники» знамениты своими постановками, имеющими свой особый стиль, по которому они хорошо узнаваемы.

Танцевальное объединение «Кудесники» © Красноярск 2018

Ансамбль танца Сибири им.Годенко

1 мая и 2 мая в 17 часов в БКЗ пройдут праздничные концерты Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М.С. Годенко, посвящённые памяти Мастера.

Ежегодно в день рождения Михаила Семёновича Годенко, отдавшего ансамблю почти тридцать лет своей жизни, артисты дают праздничный концерт. Хореография Годенко по-прежнему составляет основу репертуара, «золотой фонд» его ансамбля. Танцы, поставленные Мастером, – вне времени, они никого не оставляют равнодушными.

Ансамбль много гастролирует по городам России и за рубежом. Где бы ни выступали наши артисты, они утверждают своим творчеством, что Сибирь — это родина красивых и щедрых душой людей, крепко любящих свой величественный и суровый край и бережно хранящих сокровища музыкального и хореографического наследия.

В программе концерта — полюбившиеся номера золотого постановочного фонда Михаила Годенко, например, хореографические сюиты «Сибирь моя», «Вдоль по улице», «Енисейская ярмарка», задорная пляска «Сибирская потеха», лирический хоровод «У колодца», «Сибирский лирический» и многие другие.

Карт-бланш ансамблю Годенко

Нынешний год для Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М.С. Годенко – юбилейный (коллективу исполняется 50 лет) и переломный одновременно. На протяжении полувека ансамбль, получивший всемирную известность ещё при жизни своего создателя, держал высокую планку: постоянно выступал при аншлаге, вызывая бурю восторгов у публики. На сцене зрители видели праздник, чувствовали мощную энергетику, в то время как в коллективе назревал творческий кризис. Состояние вполне естественное, связанное с уходом из жизни лидера, замечательного балетмейстера, народного артиста СССР Михаила Семёновича Годенко.
В минувшем году, когда на празднование 90-летия со дня рождения Мастера в Красноярск из разных уголков России съехались ветераны ансамбля, они забили тревогу. Что происходит? Почему коллектив топчется на месте, не движется вперёд? Какова концепция развития ансамбля? Похоже, что именно теперь настало время ответить на многие вопросы.

Антикризисный проект

В январе этого года своеобразной сенсацией и для самих артистов, и для горожан стало известие о назначении художественным руководителем ансамбля танца Сибири заслуженного артиста России Владимира Моисеева – внука основателя Государственного академического ансамбля народного танца Игоря Моисеева, в своё время танцевавшего и ставившего балеты в Большом театре. Генеральным продюсером проекта по разработке концепции развития ансамбля назначен балетмейстер, а ныне главный эксперт музыкальных театров СТД РФ, директор Международной лаборатории музыкального театра XXI века Алексей Садовский. В свой юбилейный год коллектив, носящий имя М.С. Годенко, получил небывалую финансовую поддержку. С новым художественным руководителем ансамбля Владимиром Моисеевым встретился наш корреспондент.

– Владимир Борисович, Вы – человек, перед которым открыты большие возможности в столице, вдруг приняли решение возглавить ансамбль в Сибири, почему?

– Пути Господни неисповедимы. Можно отнестись к такому шагу, как к волеизъявлению судьбы или его величеству случаю, но с другой стороны, для творческой личности это возможность самореализоваться. Хотя… действительно много вопросов у меня к самому себе по этому поводу.

Ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день с коллективом Годенко, я оцениваю неоднозначно. С одной стороны, она очень интересна, а с другой — очень трудна. Это своего рода закономерность не только в искусстве, а вообще, когда лидер – творческая личность создаёт свой театр, своё уникальное направление с нуля, ведёт его, добивается колоссальных успехов, популярности; формирует коллектив единомышленников и вдруг уходит из жизни…и что-то исчезает вместе с ним безвозвратно. Подобное произошло и с такими знаковыми коллективами, как Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева и знаменитый ансамбль «Березка».
После смерти М.С. Годенко прошло 19 лет, и коллектив сейчас находится как бы на перепутье… Многие талантливые танцоры ушли из ансамбля (век артиста короток). А жизнь уже ставит свои жирные точки, и от пункта А в пункт Б надо идти, понимая, что ты делаешь.

– Выходит, ансамбль развивался по инерции, несмотря на то, что после Годенко сменилось уже несколько художественных руководителей?

– Сейчас в жизни коллектива, которому присвоен статус особо ценного объекта Красноярского края, нет движения вперёд, а значит, нет и будущего. Нельзя сказать, что ансамбль в плохой форме, ребята молодцы — столько лет отдали искусству, и многие, находясь уже в пенсионном для артиста возрасте, всё ещё танцуют и хотят возродить былое величие коллектива. После смерти Михаила Семёновича было три художественных руководителя: Аркадий Кондаков, Николай Горошевский, Виталий Бутримович. Назначение Кондакова понятно, поскольку он – последователь, соратник и правая рука Михаила Семёновича. Горошевский тоже был солистом ансамбля и постановщиком – человек изнутри, из своей среды. Они оба ещё поддерживали стиль, уровень, качество того, что сделал М.С. Годенко. А вот Бутримович пришёл извне, из другой культуры; он никогда не занимался таким направлением, как народный танец. В итоге произошло некое расслоение коллектива: многие артисты не поняли в данном случае своего руководителя.

История закончилась тем, что в упадке оказался уникальный материал – постановки самого М.С. Годенко. Оценивать то новое, что привнесено в репертуар Бутримовичем, пока не берусь, а говорю лишь о ситуации, которая возникла, вследствие чего мы сегодня имеем то, что имеем.

Владимир Моисеев родился в Москве в 1963 году. В 1981 г. по окончании Московского академического хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался в выпускном классе у Леонида Жданова, был принят в балетную труппу Большого театра России. В его репертуаре партии: Великий Брамин, Магедавея и танец с барабаном («Баядерка»), Илларион («Жизель»), Король мышей («Щелкунчик»), Визирь и Незнакомец («Легенда о любви»), Эспада и Болеро («Дон Кихот») и др. Окончил балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства по специальности режиссёр-балетмейстер.
В 1996 г. – присвоено звание Заслуженного артиста РФ.
В 2001 г. – награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Десант балетмейстеров

– С чего планируете начать свою работу?

– Начинать придётся почти с нуля, потому что не хватает танцовщиков и танцовщиц. Надо решать кадровую проблему – набирать молодёжь, а это целый комплекс проблем… Старый замечательный способ – искать талантливых ребят по краю, воспитывать их. Предстоит активно развивать народное направление в Красноярском хореографическом училище, решать социальные вопросы, связанные с бытом артистов, а это и жилье, и отсрочка от армии. Чего греха таить, многие юноши-танцоры, призванные в армию, отслужив в военных ансамблях, остались в Москве, в известных столичных коллективах. Поэтому вопрос с отсрочкой нужно решать срочно, на уровне губернатора. В планах у нас и возрождение оркестра при ансамбле Годенко, и создание собственной детской школы-студии.

Что касается репертуара, то, безусловно, надо весь уникальный материал, оставленный Михаилом Семёновичем, поднимать и приводить в должный порядок. Конечно, в идеале хотелось бы новые постановки делать в духе, в стиле М.С. Годенко, потому что именно в уникальности, неординарности – секрет успеха.

Задуманный мною и моим партнёром А.Ю. Садовским проект очень амбициозный. Для его осуществления я пригласил в Красноярск в качестве балетмейстера-репетитора ансамбля танца Сибири своего товарища, бывшего солиста ансамбля И.А. Моисеева, заслуженного артиста РФ Александра Матус-Марчука. В течение календарного года, а именно на этот срок и рассчитан проект, с коллективом поработают аж десять балетмейстеров-хореографов народных танцевальных коллективов из России и ближнего зарубежья. Такое массовое привлечение балетмейстеров в один коллектив – факт беспрецедентный!

– Кто из репетиторов будет работать с коллективом Годенко?

– Уже приступил к репетициям балетмейстер из Пермского края Алексей Мулин (ансамбль «Прикамье»). Позже приедут: Иван Фадеев из Москвы (он ставил программы в театре «Новая опера»), Николай Андросов, бывший солист ансамбля Моисеева, создавший свой коллектив «Русские сезоны»; Николай Дудченко – основатель и постановщик танцев белорусского ансамбля «Хорошки» и другие признанные мастера жанра.

Юбилейные гастроли

– В этом юбилейном для ансамбля году запланированы и большие гастроли по России – свыше 30 городов! Выдержат ли такой напряжённый график артисты?

– По большому счету, нам бы этот год дать на реализацию проекта и отменить гастроли, ведь постановка новых номеров – дело сложное. Надо, чтобы артисты поняли замысел – вошли в сюжет, в пластику, потому что каждый балетмейстер несёт свои нюансы и свой язык. Но даже в этих условиях коллективу надо, как ни банально это звучит, выполнять план концертов, ездить на гастроли. Теперь вы понимаете, какой «весёлый» нам предстоит год… Надо успеть подготовить юбилейную программу к открытию БКЗ 6 декабря, ведь ровно полвека назад в этот день состоялся первый концерт ансамбля. 17 мая запланировано выступление ансамбля в Москве в концертном зале им. Чайковского. Мы рассчитываем поставить в течение года 16 новых танцевальных номеров и пошить к ним около 300 костюмов. Хочется не только воссоздать, но и дать новую жизнь коллективу. Нам активно помогает министерство культуры Красноярского края, руководство краевой филармонии, крупные бизнес-корпорации, которые работают в крае.

– Как Вы решились оставить собственный коллектив «Русский национальный балетный театр»?

– Благо коллектив уже существует 9 лет, и сейчас всеми текущими делами занимается мой надёжный партнёр.

Таланты и наследники

– Пользуясь случаем, хочу спросить о том, какую роль в Вашей жизни сыграл И.А. Моисеев, Ваш знаменитый дедушка?

– Я еще и ходить-то не умел, а меня уже приносили на репетиции. Репертуар ансамбля Моисеева знаю от и до. Вся наша семья жила только этим. Никогда не возникало ни мысли, ни желания заниматься чем-то другим. Моя бабушка Тамара Алексеевна Зейферт – в прошлом ведущая солистка ансамбля, старалась создавать все условия, чтобы Игорь Александрович работал. Поэтому мы все были на втором месте, если не на третьем. С нас Игорь Александрович и требовал во много раз больше, чем со всех остальных.
Когда я учился в Московском хореографическом училище, дед приходил, смотрел, как сдаю экзамены. Что касается именно народного танца, то он был не очень доволен, потому что его школа-студия при ансамбле выпускала за 4 года уже готовых артистов, а училище за 8 лет выдавало, как он говорил, полуфабрикаты, которые надо ещё доводить до ума. Я должен был соответствовать его требованиям, что оказалось делом непростым. Похвалил он меня впервые, когда я уже проработал в Большом театре России почти 20 лет и был ведущим характерным танцовщиком. После выступления на его юбилее, где я танцевал вариацию Эспада из балета Дон Кихот, Игорь Александрович скупо сказал: «А внук у меня – неплохой танцовщик». Эта его похвала дорогого стоит! В ансамбле Моисеева все знали: если он после репетиции номера скажет фразу «ну вот, уже похоже на дело», – это высшая оценка!

– Очевидно, талант все-таки заложен в генах у Моисеевых?

– Мой старший сын Игорь Моисеев Второй (как я его в шутку называю) тоже начинал с балета. Мы с ним даже вместе выступали на сцене Большого театра. В балете «Анюта» я исполнял роль отца – Петра Леонтьевича, а он, представьте себе, роль сына. Юноша способный, музыкальный, но волею судьбы оказался в Канаде и живёт там уже 10 лет. Отец моего деда Игоря Александровича Моисеева – Александр Михайлович, был, говоря современным языком, юристом-международником и свободно владел шестью языками. Мой сын сейчас в Торонто, заканчивает университет как раз по бизнес-юридическому направлению. Вот как интересно замкнулся круг!

Детские ансамбли танца красноярск

Школа старинного танца «Виланелла» существует в Санкт-Петербурге с февраля 2001 года. С мая того же года нам помогает профсоюзная организация студентов и аспирантов Санкт-Петербургского государственного Университета (председатель Темный И.И.).

Мы занимаемся европейскими танцами XIV — XIX веков, изучая исторические документы (учебники танцев, рукописи, переводы манускриптов, современные англоязычные исследования), реконструируя исторические костюмы, занимаясь с профессиональными преподавателями: мы учились старинным танцам у Ливена Барта ( директор института истории танца в Бельгии, г. Гент ), Дианы Скривенер ( «Coranto early dance and music» ), Барбары Спарти (крупнейший исследователь итальянских танцев эпохи Ренессанса), Клауса Абромайта (хореограф и постановщик танцев эпохи барокко), Фабио Моллика (руководитель итальянского танцевального общества Societa di danza, исследователь танцев XIX века) и др.

Основной задачей Школы является сохранение танцевальных традиций прошлых веков, их адаптация к нашему времени, возрождение исторических балов и танцев.

Старинный танец — это взаимодействие партнеров, это показ платьев, демонстрация причесок, вееров, грации, это искусство быстрых взглядов, изящных туфелек и танцевальных фигур. Сложно представить себе этот вид танца в отрыве от исторического контекста, поэтому мы занимаемся и историей повседневности — кто, когда, где и почему танцевал эти танцы. В каких костюмах, по каким правилам этикета и с какими мыслями. Иногда именно это окружение, попытка заглянуть в жизнь других веков и есть самое захватывающее в старинных танцах. Кроме того, общественные танцы, аналагом которых сейчас являются дискотеки, представляют уникальный пласт культурного взаимодействия. Как общаться с партнерами по танцу, как показать себя и не ударить в грязь лицом, познакомиться с единомышленниками из других городов и стран, интересно провести время — все это предлагают нам социальные танцы от средневековья до начала двадцатого века.

В Европе исторический танец принято делить по периодам: средневековые (реконструируются по фрескам, заметкам на полях молитвенных книг, описаниям в поэмах), танцы Возрождения (по сохранившимся итальянским и французским учебникам танцев, издававшимся с середины XV века), танцы рококо и барокко (Франция), танцы елизаветинской эпохи (Англия), бальные танцы XIX века и танцы 1890 — 1935 гг (рэгтайм и т.п.).

В ШСТ «Виланелла» приняты две программы обучения:

1) общий курс старинного танца. Подробнее о программе здесь.

2) тематические курсы, где детально разбираются танцы той или иной эпохи, шьются соответствующие костюмы. На базе этих групп работают ансамбли и организуются исторические балы.

На базе ШСТ «Виланелла» занимались: группа народного и средневекового танца, (ансамбль «Persona viva»), танцев эпохи Возрождения (ансамбли «Танцевальная история», «Venus», «Riverenza»), танцев эпохи рококо (ансамбль «Рококо»), общественных танцев XVII-XIX вв. Подробнее об этих группах вы можете узнать в разделе «группы».

С 2001 года в Санкт-Петербурге возникали и исчезали ансамбли старинного танца. Мы постараемся дать представление о каждом из них. Большинство было связано с «Виланеллой», но сейчас они ведут самостоятельные проекты, с которыми вам наверняка захочется познакомиться, если вам близка тема исторического танца.

Традиционно посмотреть на выступления ансамблей, танцы на балах и просто окунуться в атмосферу старинных танцев, костюмов и музыки можно на ежегодном открытии сезона, новогоднем балу в декабре и на открывающем балу международного фестиваля «Анно Домини». Как правило, там присутствуют представители большинства танцевальных групп города и вы можете познакомиться с разными направлениями и эпохами.

Если вы хотите заниматься именно в школе старинного танца СПбГУ «Виланелла», пожалуйста, обратитесь к разделу «новичкам». Там вы найдете программы на текущий учебный год, координаты преподавателей и прочую интересующую информацию.

Если вы хотите самостоятельно заниматься старинными танцами, то вам будет интересно заглянуть в «каталог танцев». Это проект, начатый «Виланеллой» в 2003 году . На страницах каталога вы можете найти описания шагов, танцев и композиций по периодам от средневековья до начала XX века. Так же работают проекты «статьи» (статьи по истории танца, костюма, этикете, балах и прочем, связанном со старинными танцами), «проект переводчиков» (формирование библиотеки переводов самых важных зарубежных источников) и афиша, где собраны анонсы всех мероприятий (выставок, балов, концертов, выступлений, танцевальных вечеров, фестивалей, мастер-классов и т. п.), которые могут быть интересны любителям исторического танца. Мы сотрудничаем с множеством школ старинного танца на территории бывшего СССР, и стараемся собирать в своих библиотеках максимум информации с разрешения владельцев.

Поскольку далеко не все могут выучить танец только по его словесному описанию, мы с 2003 года занимаемся видеосъемками старинных танцев: обучающее видео, видео с балов, мастер-классов и пр. Часть коротких клипов доступна в соответствующих разделах «каталога танцев». Полный список видеофайлов, доступных для скачивания, находится в «списке танцев» .

Наши видеопроекты являются некоммерческими, поэтому любой может заказать у нас в магазине необходимую ему видео- или аудиозапись. Помните, что мы не являемся коммерческой организацией, поэтому все вопросы об изучении старинных танцев «удаленным» способом лучше задавать лично руководителю ШСТ Белой Настасье. Я постараюсь вам помочь и подобрать необходимые материалы.

Одним из основных направлений Школы является научная деятельность: реконструкция исторического танца, изучение взаимосвязей истории повседневности и истории танца, систематизация знаний о танцевальной культуре Европы со времен Древнего мира и изучение влияния танца на культурную жизнь Европы. Мы собираем исторические документы и современные исследования, переводим зарубежную литературу и формируем сборники статей по периодам. Ознакомиться с нашими методическими пособиями по истории танца можно, заказав любую методичку в магазине. Одной из целей нашей работы является создание учебника по истории танца XIV — XIX в.в. на русском языке.

Второе важное направление — это ансамблевая деятельность. Наши танцоры выступали на Большом каскаде Петергофа, в Камеруновой галерее Екатерининского дворца г. Пушкина, в Константиновском дворце, в Выборгском замке и парке Монрепо, в Шереметевском и Шуваловском дворцах, на Пушкинском карнавале, в Ораниенбауме, манеже кадетского корпуса, Летнем саду и многих других площадках Санкт-Петербурга и области. Подробнее об ансамблях можно посмотреть в разделе «Ансамбли» или на сайте клуба старинного танца и студии «Персона вива». Как правило, мы стараемся вместе подобрать самый удачный вариант программы. Если вы хотите пригласить нас принять участие в вашем мероприятии, пишите нам на nastassia.belaya@gmail.com или звоните +7-921-304-38-69 (Настасья Белая).

Третий большой проект «Виланеллы» — организация мастер-классов, семинаров и фестивалей по историческому и народному танцу. С 2001 года мы проводим ежегодный международный фестиваль старинного и народного танца «Анно Домини» , на который съезжаются преподаватели и участники из России, Европы и СНГ. Каждую осень с 2005 года мы проводим Осенний Семинар ШСТ «Виланелла» с участием европейских преподавателей. Наша гостья в 2007 году — Барбара Спарти, всемирно известная танцовщица и реконструктор итальянских танцев эпохи Возрождения; 2009 год — Филиппа Вэйт, известный реконструктор танцев эпохи барокко. Нашими преподавателями были Тим О’Нил (ирландские сеты), Тьерри Аран (бретонские народные танцы), Тереза Руни (ирландские танцы), Ливен Барт (танцы XV-XIX веков) и другие. Занятия открыты для всех любителей старинного и народного танца. Подробную информацию о месте, времени и условиях занятий можно найти на сайте «Анно Домини» и в афише Виланеллы.

Наконец, последний — и, несомненно, самый увлекательный раздел нашего сайта — это Балы. Настоящие и не очень, современные и реконструкторские, в различных залах, костюмах. да что там говорить! Фотографии, видеозаписи и рассказы очевидцев гораздо интереснее скупых перечислений!

Вы можете посмотреть на некоторые из архивов по балам ШСТ «Виланелла»:

1) открытие сезона в Петербурге — начало сентября. Сюда приходят все, кто интересуется старинными танцами. Здесь можно встретиться с друзьями, посмотреть на выступления ансамблей, записаться в понравившиеся группы. Возрастных рамок нет, приходить могут все желающие. Вход свободный.

2) Итальянский бал «Вечера на Виа Ларго». Серия исторических балов (с 2003 года) по мотивам истории Флоренции середины XV века. Проходит в районе 8 октября. Проект закрыт в 2007 году.

3) Новогодний бал-экзамен Мирквуда и Виланеллы. Последнее воскресенье декабря. С 2006 года разделен на два мероприятия — зимний бал КСТ и школьный фэш «Мирквуда».

4) Деньрожденский танцевальный вечер. Первое занятие в «»Виланелле» прошло во второе воскресенье февраля 2001 года. С тех пор мы собираемся в этот день потанцевать, поностальгировать и конечно же, попить чай со вкусностями. Вход свободный для всех причастных. Проект был закрыт в 2005 году.

5) Открывающий бал ФСТ «Анно Домини». Выступления школ старинного танца из разных уголков СНГ, танцы преподавателей из Европы — настоящий концерт с участием многих коллективов старинного и народного танца. И — ну как же без этого! — вечеринка под любимые мелодии, где можно встретить друзей, найти Ту Самую Даму и просто хорошенько отдохнуть перед тяжелыми днями фестивальных мастер-классов. Вход свободный для всех желающих. Посмотреть на веселые фестивальные дни, когда фарандолу танцует сто человек, а в огромном классе занимается множество танцоров, можно на нашем видео с фестивалей.

В заключение хотелось бы сказать огромное спасибо всем, кто помогал и иногда еще помогает «Виланелле» — Александровой Екатерине (с 2001 г.), Воиновой Яне (с 2002), Смольняковой Екатерине (с 2002), Солениковой Евгении (с 2003), Тыренко Милене (2003), Черныш Валерии (2004) и многим другим преподавателям, ученикам, участникам ФСТ и людям, аплодировавшим нашим танцорам на последнем выступлении!