Чувашский народный танец

Презентация: «Чувашский народный танец». Автор: User. Файл: «Чувашский народный танец.ppt». Размер zip-архива: 452 КБ.

Чувашский народный танец

Чувашский народный танец

УЧИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ МОУ«Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна

Ч?ваш ташши, юрри — к

Ч?ваш ташши, юрри — к?трет. «Линка-линка» ян?расан Чупса тухса ташлас килет. Алран кайми юр? юхсан М?на?ланса юрлас килет Ч?ваш ??вви-т?рри — к?трет. Шур? пиртен, арк?ласа Кап?р к?пе т?х?нас килет, Т?рл? т?спе с?вемлесе Т?р?лесе т?хнас килет. Енч?к, масмак, сурпан ?ыхса Ама, тевет, алка ?акса Чиперр?н кур?нас килет. Ч?ваш кил-?урч? те к?трет. К?кш?м, ?урхат ??п?е, ч?лмек, Пешт?р арча, ч?м ил?ртет. С?ра тултарн? алт?рпа Ч?ваш х?на к?тсе илет, Эрешл? т?пеле лартса Апач?-?им??не с?нет. Т?л?нтерет кун-?ул утти, ?стал?хпа илем ?ути.

Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: у одного

танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешенный, разгульный, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа: его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».

Особенности чувашского танца

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. В нем отражены характер труда, быта, культуры, истории народа, выражены его чувства и настроения. Не было ни одного сколько-нибудь радостного события в быту людей, куда вместе с музыкой не вкрапливались бы хореографические элементы. В далеком прошлом танцы исполнялись не только при веселых праздниках, но и при обрядах, ритуалах, чюклеме. Их проводили пожилые люди.

Жанры чувашского хореографического искусства

В?й? (уяв) картисем — хороводы: юр? карти — песенный хоровод, в?й? картисем — игровые хороводы, таш? карти — танцевальный хоровод карта в?ййисем — хороводные игры.

Maш? — танцы/ пляски сольные, парные, женские, массовые, переплясы, кадрили и другие виды

Вёйё карти — хоровод

В?й? (уяв) карти (хоровод) у чуваш — одна из древнейших форм и главная составная часть народных игрищ, песенного и танцевального искусства. На протяжении всей многовековой истории чувашского народа в?й? (уяв) карти — хоровод водили весной и летом, как правило, на открытом воздухе, на природе, на дневных и вечерних гуляниях в облюбованном традиционном месте, в обстановке праздничности, красочности и приподнятости, большим количеством участников, доходившим до нескольких сот человек. Миттов А.И. (1932-1971) Хоровод у дерева». Из серии «Чувашская старина 1967 — 1969 гг.

Миттов Анатолий Иванович Серия «Чувашская старина», Хоровод

«Чувашский хоровод». Литография. 1971.

Воспоминания И.Я.Яковлева

«В 80-х годах, когда мне было лет 30, около деревни Кищак Буинского уезда Симбирской губернии, в верстах 50 от Симбирска, летом, случайно проезжая ночью по делу, я видел чувашский хоровод, следя за ним незаметно, спрятавшись за ветрянку с 11 часов ночи до 3 часов утра. Молодежь, построившись в две колонны, одна побольше, другая поменьше, стройно, красиво, с одушевленными песнями шли колоннами одна на другую, проходили насквозь, потом возвращались и опять шли друг на друга. Пение было прекрасное, танцы изящные»

Воспоминания Н.Г.Гарина-Михайловского

«Это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видел. То есть видел на сцене, в балете, в опере, но это не был ни балет, ни опера, а жизнь. Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота одна за спиной другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу. На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой — здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых весталок. Что опера, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут эту песнь народа две тысячи лет сквозь всю тоску проносящего с собой яркий образ прежней жизни ? Разве можно выдумать такую песнь?».

Юр? карти (песенный хоровод)

Юр? карти (песенный хоровод) — кругообразное движение колоннами под лирические песни и мелодии с хореографическими действиями, где главным является плавность и спокойный настрой участников хоровода. Широкая распевность хороводных песен и их медленный темп, отсутствие четких ритмических акцентов отличает хоровод от маршевых шествий и сближает их с народной лирической сценой. С задушевными песнями их роднит также и характер изложения сюжета: в виде эпического повествования о начале и приходе летних игрищ уяв, в виде критического монолога в адрес тех юношей и девушек, которые не участвуют или сидят дома. — кругообразное движение колоннами под лирические песни и мелодии с хореографическими действиями, где главным является плавность и спокойный настрой участников хоровода. Широкая распевность хороводных песен и их медленный темп, отсутствие четких ритмических акцентов отличает хоровод от маршевых шествий и сближает их с народной лирической сценой. С задушевными песнями их роднит также и характер изложения сюжета: в виде эпического повествования о начале и приходе летних игрищ уяв, в виде критического монолога в адрес тех юношей и девушек, которые не участвуют или сидят дома. «Илемл\» юр=

ййисем (хороводные игры)

Карта в?ййисем (хороводные игры) — те игры, которые могли исполняться для общего веселья с использованием кругового построения, лишь как канвы, где хускану — движения участников следуют содержанию песни или речитативного напева, без строго установленного порядка, в зависимости от желания исполнителей, настроения, куража и т.д.

Таш? — танец/пляска

Верховая группа — турисем (вирьялсем). Наиболее характерными танцами этой группы можно назвать туй ташши — свадебные, в которых представлено массовое круговое исполнение с частушечными припевками, отличающееся танцующей парой или группой в середине круга, п?рлехи завр?ну — вращением в парах под руки. Ар=ынсен ташшисенче — в мужских плясках наблюдаются хивре ку=?мсем — резкие движения рук, ног, корпуса, множество т?п?рти ку=?мсем — дробных движений, а хєрар?мсен ташши (женский танец) — неторопливый, лиричный с красивыми движениями, плавно переходящими одно в другое «ч?р?шла» (елочка), «шу=са» (скользя), «х?рах урапа ч?р?шла туни» (елочка с одной ноги), «к?тесл?» (гармошка). Музыкальным сопровождением служит гармонь и барабан. «Ахаяс» «Ч=ваш ташши»

Таш? — танец/пляска

Средненизовая группа — анат енчисем. Здесь преобладает м?ш?рл? таш? — парные танцы с необычно мягкими движениями рук, в?р завр?м — вращениями танцующих женщин, с разнообразными мужскими импровизациями и присядками. Исполняются они, как правило, под аккомпанемент гармони, треугольниками и хлопками, чередуясь с частушечными припевками.

Таш? — танец/пляска

Низовая группа — анатрисем. Чаще всего это массовые танцы, сопровождающиеся пением частушечных припевок в кругу, х?веле хир?= ку=?мсенче — в движении против часовой стрелки, й?р-йар шу=нисемпе — мягкими скольжениями и хар?с =авр?ннисемпе — синхронными вращениями в противоположные стороны двух или четырех исполнителей, как например, в старинном женском танце «Ахаяс» (Эх, моя радость, эх, мое веселье). Плавные движения перемежаются через определенные промежутки сильными традиционными дробными движениями в?т?лле (в данном случае как «с частым ритмом движений ног» в течение целой музыкальной фразы) на музыкальный проигрыш, а также с характерными хивре тапт?мсемпе — резкими притопами в конце музыкальных фраз. Музыкальным сопровождением этих танцев являются разновидности местных наигрышей . Танцевальные наигрыши

Основные движения чувашского танца

Танцевальные шаги чувашского танца – простые шаги. Чувашские переменные шаги: ровный, один длинный и два коротких, на ребро каблука с подбивкой. Танцевальный бег: шаг-бег или беговой шаг Дроби: притопы, притопы с полуприседанием, притопы с прискоком.

Основные движения чувашского танца

Простой ход с притопом, переменный ход, простой бег. Основной женский ход, основной мужской ход. «Гармошка», «ёлочка», боковой ход, дробные ходы, мелкая дробь, дробь с каблука, переступание с каблука на носок, притопы подскоки.

«Круг», «Два круга рядом» «Круг в круге», «Корзиночка», «Восьмерка», «Улитка». «Змейка», «Колонна», «Улица», «Ворота», «Гребень».

Проверь себя

1. В чувашских народных песнях говорится А. О своей жизни Б. О любви к своей семье: отцу-матери: родне: родине В. о любви и об отношениях молодых людей 2. Гимном чувашскому образу жизни является песня А? Алран кайми аки-сухи! Б? Тёван =.ршыв В? +авра юрё 3. Основными особенностями чувашского танца, исполняемого девушками, являются … А. Нежность, плавность, мягкость движений, ноги не должны отрываться от пола, руки не должны подниматься выше линии глаз Б. Быстрые и задорные движения В. Подскоки и притопы 4. Русский писатель, очарованный хороводом чувашских девушек А. М.Ю.Лермонтов Б. Л.Н.Толстой В. Н.Г.Гарин – Михайловский 5. Он описал хоровод чувашских девушек в книге А. «Детство Темы» Б. «Несколько лет в деревне» В. «Гимназисты»

ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ УЧИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ МОУ«Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИнна Тормозова

Похожие презентации

Презентация на тему: » ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ УЧИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ МОУ«Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна.» — Транскрипт:

1 ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ УЧИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ МОУ«Чубаевская ООШ» Никифорова Людмила Федоровна

2 Чăваш ташши, юрри — кĕтрет С. Асамат Чăваш ташши, юрри — кĕтрет. «Линка-линка» янăрасан Чупса тухса ташлас килет. Алран кайми юрă юхсан Мăнаçланса юрлас килет Чăваш çĕвви-тĕрри — кĕтрет. Шурă пиртен, аркăласа Капăр кĕпе тăхăнас килет, Тĕрлĕ тĕспе сĕвемлесе Тĕрĕлесе тăхнас килет. Енчĕк, масмак, сурпан çыхса Ама, тевет, алка çакса Чиперрĕн курăнас килет. Чăваш кил-çурчĕ те кĕтрет. Кăкшăм, çурхат ç ӳ пçе, ч ӳ лмек, Пештĕр арча, чăм илĕртет. Сăра тултарнă алтăрпа Чăваш хăна кĕтсе илет, Эрешлĕ тĕпеле лартса Апачĕ-çимĕçне сĕнет. Тĕлĕнтерет кун-çул утти, Ăсталăхпа илем çути.

3 Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешенный, разгульный, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа: его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность». Н.В.Гоголь

4 Особенности чувашского танца Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. В нем отражены характер труда, быта, культуры, истории народа, выражены его чувства и настроения. Не было ни одного сколько-нибудь радостного события в быту людей, куда вместе с музыкой не вкрапливались бы хореографические элементы. В далеком прошлом танцы исполнялись не только при веселых праздниках, но и при обрядах, ритуалах, чюклеме. Их проводили пожилые люди.

5 Жанры чувашского хореографического искусства вăйă (уяв) картисем хороводы: юрă карти песенный хоровод, вăйă картисем игровые хороводы, ташă карти танцевальный хоровод карта вăййисем хороводные игры. maшă танцы/ пляски сольные, парные, женские, массовые, переплясы, кадрили и другие виды

6 Вёйё карти — хоровод Вăйă (уяв) карти (хоровод) у чуваш одна из древнейших форм и главная составная часть народных игрищ, песенного и танцевального искусства. На протяжении всей многовековой истории чувашского народа вăйă (уяв) карти — хоровод водили весной и летом, как правило, на открытом воздухе, на природе, на дневных и вечерних гуляниях в облюбованном традиционном месте, в обстановке праздничности, красочности и приподнятости, большим количеством участников, доходившим до нескольких сот человек. Миттов А.И. ( ) Хоровод у дерева». Из серии «Чувашская старина гг.

7 Миттов Анатолий Иванович Миттов Анатолий Иванович Серия «Чувашская старина», Хоровод г.

8 В. И. Агеев. «Чувашский хоровод». Литография

9 Воспоминания И.Я.Яковлева «В 80-х годах, когда мне было лет 30, около деревни Кищак Буинского уезда Симбирской губернии, в верстах 50 от Симбирска, летом, случайно проезжая ночью по делу, я видел чувашский хоровод, следя за ним незаметно, спрятавшись за ветрянку с 11 часов ночи до 3 часов утра. Молодежь, построившись в две колонны, одна побольше, другая поменьше, стройно, красиво, с одушевленными песнями шли колоннами одна на другую, проходили насквозь, потом возвращались и опять шли друг на друга. Пение было прекрасное, танцы изящные»

10 Воспоминания Н.Г.Гарина-Михайловского «Это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видел. То есть видел на сцене, в балете, в опере, но это не был ни балет, ни опера, а жизнь. Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота одна за спиной другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу. На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой — здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых весталок. Что опера, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут эту песнь народа две тысячи лет сквозь всю тоску проносящего с собой яркий образ прежней жизни ? Разве можно выдумать такую песнь?».

11 Юрă карти (песенный хоровод) Юрă карти (песенный хоровод) кругообразное движение колоннами под лирические песни и мелодии с хореографическими действиями, где главным является плавность и спокойный настрой участников хоровода. Широкая распевность хороводных песен и их медленный темп, отсутствие четких ритмических акцентов отличает хоровод от маршевых шествий и сближает их с народной лирической сценой. С задушевными песнями их роднит также и характер изложения сюжета: в виде эпического повествования о начале и приходе летних игрищ уяв, в виде критического монолога в адрес тех юношей и девушек, которые не участвуют или сидят дома. кругообразное движение колоннами под лирические песни и мелодии с хореографическими действиями, где главным является плавность и спокойный настрой участников хоровода. Широкая распевность хороводных песен и их медленный темп, отсутствие четких ритмических акцентов отличает хоровод от маршевых шествий и сближает их с народной лирической сценой. С задушевными песнями их роднит также и характер изложения сюжета: в виде эпического повествования о начале и приходе летних игрищ уяв, в виде критического монолога в адрес тех юношей и девушек, которые не участвуют или сидят дома. «Илемл\» юр= «Илемл\»

12 Карта вăййисем (хороводные игры) Карта вăййисем (хороводные игры) те игры, которые могли исполняться для общего веселья с использованием кругового построения, лишь как канвы, где хускану движения участников следуют содержанию песни или речитативного напева, без строго установленного порядка, в зависимости от желания исполнителей, настроения, куража и т.д.

13 Ташă танец/пляска Верховая группа турисем (вирьялсем). Наиболее характерными танцами этой группы можно назвать туй ташши свадебные, в которых представлено массовое круговое исполнение с частушечными припевками, отличающееся танцующей парой или группой в середине круга, пĕрлехи заврăну вращением в парах под руки. Ар = ынсен ташшисенче в мужских плясках наблюдаются хивре ку=ăмсем резкие движения рук, ног, корпуса, множество тăпăрти ку = ăмсем дробных движений, а хєрарăмсен ташши (женский танец) неторопливый, лиричный с красивыми движениями, плавно переходящими одно в другое «чăрăшла» (елочка), «шу = са» (скользя), «хăрах урапа чăрăшла туни» (елочка с одной ноги), «кĕтеслĕ» (гармошка). Музыкальным сопровождением служит гармонь и барабан.

14 Ташă танец/пляска Средненизовая группа анат енчисем. Здесь преобладает мăшăрлă ташă парные танцы с необычно мягкими движениями рук, вăр заврăм вращениями танцующих женщин, с разнообразными мужскими импровизациями и присядками. Исполняются они, как правило, под аккомпанемент гармони, треугольниками и хлопками, чередуясь с частушечными припевками.

15 Ташă танец/пляска Низовая группа анатрисем. Чаще всего это массовые танцы, сопровождающиеся пением частушечных припевок в кругу, хĕвеле хирĕ = ку = ăмсенче в движении против часовой стрелки, йăр-йар шу = нисемпе мягкими скольжениями и харăс = аврăннисемпе синхронными вращениями в противоположные стороны двух или четырех исполнителей, как например, в старинном женском танце «Ахаяс» (Эх, моя радость, эх, мое веселье). Плавные движения перемежаются через определенные промежутки сильными традиционными дробными движениями вĕтĕлле (в данном случае как «с частым ритмом движений ног» в течение целой музыкальной фразы) на музыкальный проигрыш, а также с характерными хивре таптăмсемпе резкими притопами в конце музыкальных фраз. Музыкальным сопровождением этих танцев являются разновидности местных наигрышей. Танцевальные наигрыши

16 Основные движения чувашского танца Танцевальные шаги чувашского танца – простые шаги. Чувашские переменные шаги: ровный, один длинный и два коротких, на ребро каблука с подбивкой. Танцевальный бег: шаг- бег или беговой шаг Дроби: притопы, притопы с полуприседанием, притопы с прискоком.

17 Основные движения чувашского танца Простой ход с притопом, переменный ход, простой бег. Основной женский ход, основной мужской ход. «Гармошка», «ёлочка», боковой ход, дробные ходы, мелкая дробь, дробь с каблука, переступание с каблука на носок, притопы подскоки. «Круг», «Два круга рядом» «Круг в круге», «Корзиночка», «Восьмерка», «Улитка». «Змейка», «Колонна», «Улица», «Ворота», «Гребень».

18 Проверь себя 1. В чувашских народных песнях говорится А. О своей жизни Б. О любви к своей семье: отцу-матери: родне: родине В. о любви и об отношениях молодых людей 2. Гимном чувашскому образу жизни является песня А? Алран кайми аки-сухи! Б? Тёван =.ршыв В? +авра юрё 3. Основными особенностями чувашского танца, исполняемого девушками, являются … А. Нежность, плавность, мягкость движений, ноги не должны отрываться от пола, руки не должны подниматься выше линии глаз Б. Быстрые и задорные движения В. Подскоки и притопы 4. Русский писатель, очарованный хороводом чувашских девушек А. М.Ю.Лермонтов Б. Л.Н.Толстой В. Н.Г.Гарин – Михайловский 5. Он описал хоровод чувашских девушек в книге А. «Детство Темы» Б. «Несколько лет в деревне» В. «Гимназисты»

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ТАНЦЕВ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

Аннотация.В статье речь идет о танцах народов Поволжья, в основе которых общность происхождения, географической связи и хозяйственно- бытовые традиции.

Abstract. In this article we are talking about the dances of the peoples of the Volga region, in the basis of which a common origin, geographical ties and economic-household traditions.

Ключевые слова: танец, этнокультура, быт, обряд, костюм, музыка.

Key words: dance, ethnic culture, everyday life, ritual, costume, music

Танцы народов Поволжья своими корнями уходит в далекое прошлое, которое связаны с жизненным укладом и бытом народа. Характерной особенностью народных танцев в их тесной взаимосвязи с песней, с преданиями и обычаями. В процессе жизненного уклада и труда рождались песни и танцы и получили развитие на основе национальных обрядов и традиций.

Исследованиями в области народной хореографии занимались А.А. Борзова, Н. Заикин, Р. Каримова, М. Мурашко, Н. Надеждина, Н. Тарасова, Т. Ткаченко, В. Уральская, Т.Устинова и др.

Выдающийся знаток татарской хореографии Г.Х. Тагиров 1960 году выпускает книгу «Татарские танцы», а в 1988 году «100 татарских фольклорных танцев». Г.Х. Тагиров в своих исследованиях открывает мало разработанную проблему – разделение татарского танцевального фольклора на деревенский и городской [5].

В исследовательском очерке И.Н. Юркина «Чувашские национальные пляски» мы узнаем культурные особенности чувашской народной хореографии, а также приёмы исполнения чувашских народных танцевальных движений в разных районах Чувашии. В статье Л.Н. Ирниной «Чувашский танец» даются методические рекомендации по занятиям чувашского танца.

По изучению танцев народов Поволжья значительную работу проделал Г.Я. Власенко. Им были исследованы танцы заволжских народов, в которых историческая общность издревле связано в песенно-танцевальных культурах [1].

Главный балетмейстер государственного ансамбля танца «Марий Эл», знаток, корифей марийского народного танца – М. Мурашко внес огромный вклад в изучение марийской хореографии. За годы балетмейстерской деятельности он выпустил три книги о танцах мари: «Танцы Марий Эл», «Танцы Марийского края», «Марийские сюжетные танцы» [4]. М. Мурашко ввел значительную творческую работу и по русскому народному танцу, подробными описаниями таких форм танца как кадриль, пляска, хоровод в своей книге «Формы русского танца» [4].

Танцевальный фольклор марийского народа представлен в работе О.М. Герасимова «Очерки по народной хореографии народа мари» – наблюдения во время музыкально-фольклорных экспедиций по Татарстану и Башкортостану, где проживают марийские диаспоры [3].

Поэт народного танца Ф.А. Гаскаров в своей книге «Башкирские танцы» раскрывает красоту башкирского танцевального искусства, основные танцевальные элементы, движения и особенности его исполнения[2].

Географическое расположение той или иной народности имеет огромное значение в формировании этноса, общности происхождения. На основе трудовой деятельности вырабатывались элементы культуры и быта, которая отражает выработку общих элементов в организации проведении обрядов и праздников.

Взаимопроникновение в материальную культуру народов Поволжья, мы видим в национальных костюмах, одеждах, обуви. Например, башкирская национальная одежда очень схожа с татарской (камзул, кушак, кулмэк, ичиги и др.). Марийские узоры так же перекликаются с татарскими и башкирскими традиционными узорами, общие черты находим в одежде низовых чувашей и татар и в металлических украшениях женщин и девушек. Старинные женские костюмы мари и чуваш украшены мелкой геометрической вышивкой. Если рассмотреть костюм русских женщин, то у них появляется карман, который является неотъемлемой частью женского костюма у чувашей и мордвы, а сами русские девушки в некоторых районах повязали платки «по-татарски», завязывая концы платка в узел впереди на голове.

Народы Поволжья исторически связаны между собой и вследствие длительного общения обогатили друг друга в различных областях творчества. У каждого народа есть свои праздники, неповторимые обряды, игры. Сабантуй у татар и башкир, у чуваш – Акатуй, у русских – Масленица, праздник цветов у марийцев – Пеледыш пайрам, у мордвы праздник пахоты и сева «моление плуга» – Кереметь озкс, Сабан – озкс. В дальнейшем все праздники становятся интернациональными для всех народов Поволжья.

В основу танцевальной культуры народов Поволжья лежит трудовая и социальная практика, так как трудовой процесс дает начало подражание танцевальным элементам и в дальнейшем в танцевальным движениям. Итогом этого является отражение хозяйственного уклада в мужских и женских танцах. Например, издавна производством мебели, веревок, канатов занимались чуваши и марийцы (у марийцев рождается новый танец «Веревочка», восточные мари живущие в Башкирии мастерски исполняют этот танец). Татары тоже славятся танцем под названием «Бау ишу» «Веревочка».

Общие элементы труда отразились для татарского и мордовского народа, в татарском танце «Амагачлары», а в мордовском «Умарина».

В танцах народов Поволжья особую роль играет женские танцевальные движения, которые изображают сбор урожая, прядение, сучение, наматывание ниток, вышивание, шитье и ткачество. На основе трудового процесса, исполняемой работы, рождались новые танцы, например, русский танец «Сновуха» (сновать — приготовлять пряжу, основу для тканья). Четыре пары женщин плавно и медленно двигались в различных направлениях — то приближаясь, то удаляясь. Процесс создания нитей мы видим в башкирском танце «Йон эрлэу» («Прядение») – обработка и теребление шерсти, прядение, сучение ниток, наматывание их на клубок. На основе показа вышивания платка или полотенца рождается танец «Солге чигу», в котором девушки умело вышивают народные орнаменты, применяя пластику женских рук.

Все эти трудовые процессы народов Поволжья производили одинаковыми способами. Одинаковую смысловую нагрузку несут женские руки в танце и имеют сходную характеристику:

— наматывание ниток (руки согнуты в локтях на уровне груди и исполнят вращательные движения «от себя»).

— прядение (во время этого движения, согнув левую руку в локте, поднимают вверх на третью позицию, а кисть правой руки, волнообразными движениями, опускается сверху вниз).

— полоскание (опуская кисти рук вниз, они одновременно плавно двигаются со стороны в сторону).

Во многих женских танцах народов Поволжья изображают приготовления пищи. Башкирская девушка готовит национальное блюдо: сеет муку, месит тесто, очищает от теста пальцы и очень умело показывает красивые движения рук, исполняя трудовой процесс. Например, башкирский танец «Бишбармак», «Кумысницы».

У татар есть народная песня «Каз канаты» («Гусиное перо»), которое исполняется во время помочи девушек «Каз омэсе» («Ощипывание гусей»), с наступлением холодов. Вечером, после трудового процесса, в дом хозяйки девушки собирается молодежь, на праздник. На празднике парни исполняют песни, а девушки грациозно исполняют движения, в которых взмахами рук, изображают крылья птиц.

Издавна известно в Поволжье молодежные вечера, связанные с рубкой капусты, которые назывались «Капустниками». Девушки наряжались в лучшие платья, приходили в дом, где будут рубить капусту. После рабочего процесса, их ждало угощение и веселые хороводы, где парни своими движениями изображали «рубку капусты», где одна фигура называлась «кочан». Девушки в тесном кругу толкались на месте, а парни вокруг них, подбегая, говорили: «Хватайся за листья», и девушек растаскивали по углам, а кто оставалась в центре без пар, называли «кочерыжкой».

Мужской танец «Косари», существует у русских, мари, башкир и татар. В этом танце они изображают, как точат косы, косят, загребают сено в дорожку, сгребают его, кладут в стог. В процессе труда, показывается удаль молодецкая, как они здорово трудятся на полях.

Многие игры заимствованы другими народами и обогащают друг друга. Русский танец – игра «А мы просо сеяли» соответствует марийской «Мы сеем горох» («Ме мурсатым удена»). В этом танце марийские юноши и девушки делятся на две группы и выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, где первые «сеятели», поют: «мы сеем горох», а вторые «разрушители» наступают со словами: «а мы его вытопчем». Игру заканчивают поимкой «разрушителя» и он переходит в другую шеренгу.

Народы Поволжья: чуваши, татары, башкиры издавна занимались скотоводчеством, коневодством. Это дало толчок в танцевальной лексике имитации бега лошади, ритмичные дроби, цокот копыт о землю, появились многие позы танцевальные движения, изображающие скачки, повадки животных. Танцевальные дроби, изображающие топот копыт «тыпырдау» у татар, а «тыпырлау» у башкир. Легкий бег, галоп, подскоки-все это создает образ всадника. И в наши дни в татарском и башкирском «Сабантуе», чувашском «Акатуе» обязательным обрядовым элементом праздника являются скачки и состязание на скакунах.

У народов Поволжья очень богатый танцевальный фольклор в изображении повадок и сцен из жизни птиц и животных. Яркой картиной представляется мордовская пляска «Медведь» – неуклюжие топанья на месте, кувырки и прыжки, переваливание с одной ноги на другую. Во время этой пляски участники окружают медведя, чтобы он оказался в центре круга, и в течение танца, он пытается схватить одну из девушек. Под ритмическим и мелодическим рисунком музыки этого танца воссоздается образ неуклюжего зверя.

В начале XX века у восточных башкир были популярны пляски-пантомимы: «Кукушка», «Голубь». Пляска «Голубь» исполнялась сольно, как правило, пожилым мужчиной. Исполнитель подражал движениям, повадкам, воркованию голубя. В русской хореографии много внимания уделяется птице лебедю. В различных областях танец с ней называется по-разному: «Лебедь», «Лебедушка», «Гуси-лебеди». В танце «Вдоль да по речке» воспевается уточка и её верный спутник селезень. Девушки – «уточки» заводят хоровод. В их танец вступают юноши – «селезни». Каждый из «селезней» старается привлечь внимание солистки – «уточки». Происходит ссора «селезней». Девушки разнимают ссорящихся. «Уточка» – солистка оказывает внимание самому скромному «селезню». В этом танце находим общие хореографические движения с башкирским и калмыцким танцами. В женском танце – это многочисленные взмахи руками, как крыльями, в мужском – это согнутые руки отводятся назад так, чтобы локти были позади туловища, а ладони выведены вперед, тыльной стороной вверх, грудь исполнителя при этом сильно выпячена.

На Волге бытует танец «Птичка», который исполняется одной или несколькими парами, танцующими обособленно. Для первой фигуры характерно своеобразное положение рук: правой рукой исполнители обнимают друг друга, а левой поддерживают локоть правой руки партнера. Во второй фигуре исполнители часто производят взмах руками, имитируя движения крыльев птиц. Танец «Колокольчик» состоит из фигур «голубок», «свадьба», «целование». В первой фигуре ясно видно подражание повадкам птицы. Юноша наклонял корпус и голову к девушке. Девушка закрывалась от него рукой. Обходя девушку, юноша широко раскрывал руки, как крылья, ухаживая за девушкой, как голубь за голубкой, после чего целовал ее в обе щеки.

В результате изучения волго-уральской хореографической лексики выявлены следующие танцевальные аналоги:

— в русских и татарских танцах переменный ход, ход с каблука, «молоточки» или, по-татарски «кадак кагу» (забивание гвоздей обеими ногами), «веревочка» (по-татарски она исполняется невыворотно, по 6-й позиции), тройной притоп, присядка в шестой позиции, «елочка» («эпипа»), «змейка» («тегу»), припадание, шаг с подскоком, тройные притопы, простые дроби;

— в русских и башкирских танцах — переменный шаг, дробный ход, трилистник, притопы, «качалка», «веревочка»;

— в русских и мордовских танцах — тройные притопы, три быстрых переступания и удар, шаг с подскоком, припадание, «гармошка» в 6-й позиции, присядка в 6-й позиции;

— в русских и марийских танцах – «гармошка», припадания, притопы, простые дроби, присядка в 6-й позиции, бегунец, припляс, ковырялка, «голубец», шаг с подскоком, галоп. В русском танце «Кировские переплясы» много общего с марийскими танцами (дроби, положения рук);

— в русских и калмыцких танцах – движение «сесть-встать» (суухад-боедг) по пластике соответствует присядке;

— в русских и чувашских танцах – притопы, «гармошка», присядка в 6-й позиции, шаг с подскоком;

— в татарских и башкирских танцах – шаг с полупальцев (в татарских чаще всего исполняется вперед, в башкирских — назад);

— в татарских и марийских танцах – одинарный «чалыштыру» в татарских танцах соответствует переступанию на полупальцах в 6-й позиции в марийских; падебаск не выворотно, хромой ход.

Танцы народов Поволжья – переплетение цветов радуги и Гай Хаджиевич Тагиров смог это передать в своей великолепной постановке «Хоровод друзей».

ЛИТЕРАТУРА

1. Власенко, Г.Я. Танцы народов Поволжья / Г.Я. Власенко. — Самара: Изд- во Самара, ун-та, 1992. – 194 с.

2. Гаскаров, Ф.А. Башкирские танцы / Ф.А. Гаскаров. – Уфа: баш. КН. Изд-во. 1960. – 240 с.: ил., ноты.

3. Герасимов, О.М. Очерки по народной хореографии: Опыт музыкально-этнографического анализа / О.М. Герасимов. – Йошкар-Ола: М-во культуры Марий-Эл, Центр нар. творчества, 2001. – 104 с.

4. Мурашко, М.П. Марийские сюжетные танцы: учебник / М.П. Мурашко. – Йошкар-Ола: М-во культуры Марий-Эл, Центр нар. творчества, 1997. – 240 с.

5. Тагиров, Г.Х. Татарские танцы / Г.Х. Тагиров. – Казань: Татр. кн. изд-во, 1984. – 256 с.: ил., ноты.

6. Тагиров, Г.Х. 100 татарских фольклорных танцев / Г.Х. Тагиров. – Казань: Татар. КН. Изд-во, 1988. – 158 с.