Восточные танцы — что это?

«Восточные танцы — что это? В смысле танец живота? Ну, те, которые в индийских фильмах танцуют?» — как часто можно услышать подобное определение от людей не знакомых с искусством восточного танца… И ты начинаешь терпеливо объяснять разницу между египетским «Raks sharki», «танцем живота», исполняемым в турецком ресторане и индийскими танцами в фильмах киностудии «Bollywood»… А ведь еще есть фольклорные танцы Египта и других восточных стран, ATS — американский трайбл, многообразие индийских танцев… И как же во всем этом разобраться?)

Такой разный Восток

Так все-таки, Восточные танцы — что это? Понятия — «Восточные танцы», «Танец живота», «Bellydance», «Ориентал» — это определения одного и того же стиля — Танца арабского мира. Это танец с характерными движениями бедрами (удары, восьмерки, круги, качалки, ключи, «шимми» и т.д.), вращениями запястьями, волнами руками, движениями грудью, «шимми» плечами и др. Исполняется, как правило в характерном костюме: лиф/юбка/пояс под характерную арабскую (чаще египетскую, ливанскую, турецкую) музыку. «Raks sharki» — классический восточный танец в египетском стиле.

Каждая страна, и страны Ближнего Востока не исключение, имеет свои особенные народные танцы. А в некоторых странах могут быть разные народные танцы, каждый в своем регионе. Например, Египетский фольклор: «Саиди» — из одного региона, «Нуба» — из другого, «Хаггала» — из третьего. И эти танцы абсолютно разные. Объединяет их закрытый костюм (платье галабея) и покрытая платком голова. Музыка имеет схожесть, но имеет и различия.

В Марокко — свои фольклорные танцы, в Арабских Эмиратах и Кувейте — свои, в Ливане — свои и т.д.

Также, разумеется, фольклорные танцы следует разделить на «аутентичные» — те, которые народ танцует на семейных или местных праздниках и «сценические», которые профессиональные танцоры исполняют на сцене. Сценический фольклор — более интересный, разнообразный и зрелищный, но в нем присутствует так сказать «выдуманная часть», — изобретенные хореографом движения, не существующие в аутентичных танцах.

Индийские танцы — это совершенно другой танец: с другой музыкой, костюмами и движениями. Индийские классические танцы подразделяются на множество стилей: Kathak, Bharatha Natyam, Manipuri, Odissi и др. В разных штатах Индии есть различные фольклорные танцы. Пенджабский и Раджастанский танец — будут выглядеть АБСОЛЮТНО по-разному, каждый со своим ритмом, движениями и костюмами. Также среди индийских танцев следует выделить Танцы в стиле «Bollywood» (танцы индийского кино) или «Bollywood Masala», эстрадные современные индийские танцы, которые сочетают в себе классические или народные движения и современные западные.

Отдельно существуют Китайские танцы, Тайские, Японские, Грузинские, Узбекские и т.д. Хотя эти страны и относят к Ближнему или Дальнему Востоку, но ничего общего с самим понятием «Восточные танцы» они не имеют.

Откуда взялся «Танец живота»?

Как мы уже разобрались, в целом «Танец живота» и «Восточный танец» — это одно и то же. Итак, откуда же он взялся? Пожалуй, сразу нужно сказать, что точного определения где, когда и как родился на свет восточный танец не существует. Многие восточные страны имеют в своих фольклорных танцах похожие движения – волны телом, змейки руками, удары бедрами и т.п. И ни один историк не ответит на этот вопрос однозначно. Все предположения на эту тему остаются догадками и легендами, одна фантастичнее другой.

Версия 1 (наиболее вероятная): Восточный танец произошел от обрядовых движений, которые издавна женщины выполняли, чтобы подготовить тело к вынашиванию детей и для облегчения родов. Действительно усиленная работа бедрами тренирует мускулатуру живота, является профилактикой застойных явлений органов малого таза, улучшает работу всех внутренних органов, помогает при болевых синдромах.

Версия 2 (сказочная): «Танец живота» создали обитательницы гаремов, для привлечения и соблазнения султанов. Разумеется известно, что в гаремах и на дворцовых праздниках в принципе проходили представления: выступали музыканты, певцы и, естественно, были танцы. Однако какие это были танцы? Вряд ли их можно хотя бы условно назвать «танцем живота». Хотя понятие «Восточные танцы» весьма близко. Что ж, оставим эту версию для романтиков.

Версия 3 (фантастическая): «Танец живота» произошел случайно, когда танцовщице под одежду залетела пчела и она, извиваясь от укусов, пыталась выгнать насекомое.

Достоверно известно лишь то, что издавна в арабских странах существовали танцы, причем в большинстве случаев отдельно женские и мужские. Об этом свидетельствуют барельефы, изображающие танцующие фигуры на стенах гробниц многовековой древности. Танец в Египте всегда служил основой культа. Он был в почете на всех торжествах, которые устраивались в честь божеств, на свадьбах, на похоронах. Одновременно существовали танцовщицы, выступавшие на празднествах для увеселения фараонов и придворных.

Чаще всего профессиональными танцовщицами становились девушки из бедных семей, потому что мусульманское общество и в прошлом, и сегодня считает такую профессию неприличной. Но танцевать должна была уметь каждая женщина. С раннего возраста девочки учились красиво и грациозно двигаться. Танцы передавались от матерей и других родственниц, их танцевали на женской половине в праздники, да и просто в свободное время. Через века передавались лишь основы техники и движения. Восточный танец – импровизационный, выйдя в круг, каждая женщина должна была показать свою индивидуальность, а не повторять заученную пляску. Чем больше фантазии она проявляла, тем лучшей танцовщицей слыла. Исполнялся танец под аккомпанемент бубна и барабана, также женщины помогали себе хлопками в ладоши и прищелкиванием пальцами.

Египетский «выход в свет»

С 19-го века и в первые десятилетия 20-го века, профессиональные танцовщицы в Египте делятся на Ghawazee и Awalim. Ghawazee были цыганами, обычно выступали на улицах или во дворах, их аудиторией были люди низшего класса. Awalim были более уважаемы, чем Ghawazee. Они могли не только танцевать, но также пели, играли на музыкальных инструментах и читали стихи, их часто приглашали в дома богатых людей.

В 30-е гг. в Каире, ливанская девушка по имени Badia Mansabny открыла ночной клуб «Casino badia». Программа включала в себя не только восточные танцы и пение, но и различные европейские номера, и даже предлагался концерт для семей с детьми в дневное время. Стилю «Raks Sharki» пришлось приспосабливаться к большим сценам. В те времена и стали появляться профессиональные европейские хореографы, которые, обучая восточных танцовщиц, добавляли элементы из других танцевальных школ, и особенно из балета.

Западные страны смогли увидеть восточные танцы благодаря египетским художественным фильмам. Не желая отставать от Голливуда, египетская киноиндустрия сделала шаг навстречу кабаре, создав костюм для танца живота, который мы видим сегодня – юбка, лиф и пояс. Немного блесток, немного звона монет, чуточку сексапильности – и Запад преклонился перед красотой восточного танца. Звезды Египетского кино (Самия Гамаль, Тахия Кариока, Найма Акеф и другие) и сегодня остаются эталонами, лучшими примерами танцовщиц Востока.

И, конечно же, одно из самых значимых имен в истории восточного танца – имя Махмуда Реды — основателя первого национального фольклорного танцевального ансамбля в Египте — «Ансамбля Реды» («Reda Troupe»). Он вместе со своим творческим коллективом собрал по крупицам фольклорные стили Египта, сохранил их и адаптировал для сцены. Ансамбль Реды путешествовал по всему миру со своим коллективом. Многие танцовщицы — солистки этого ансамбля – такие как Фарида Фахми, Ракия Хасан, Айда Нур и другие – стали всемирно известными звездами.

«Танец живота» в современном мире

Сегодня весь мир без исключения увлекается «Восточными танцами». Танцуют все — с 3х-4х летнего возраста и до глубокой старости. И славянки, и американки, и китаянки, и женщины всех других народов…
Разумеется, в мусульманских странах местные женщины не танцуют на публике, а только лишь на своих женских, «закрытых» вечеринках. В отелях и ресторанах ОАЭ и других восточных стран работают на контрактах славянки, европейки, канадки и т.д. Исключение составляет Египет, как более «европеизированная» страна. Египтяне обожают танцовщиц египтянок — например, Дину, Ранду и др. Но много среди них и иностранок (Катя Эшта, Сурайя…)

Что касается нашей страны, то восточный танец покоряет сердца украинок и украинцев уже более 15 лет. Однако, если звезды восточного танца в Египте имеют бешеную популярность среди простого населения, то в нашей стране он скорее «широко известен в узких кругах».
Существуют Общественные организации — Ассоциации исполнителей восточного танца, Школы восточных танцев, проводятся концерты, конкурсы и фестивали, но это больше для истинных любителей и знатоков искусства Восточного танца.

Прикоснитесь к этому искусству и Вы раскроете всю его многогранность, красоту и богатство!

И сможете точно узнать, Восточные танцы — что это?

Восточный танец

курсовая танцы.doc

Федеральное агентство по образованию

Саратовский социально-экономический институт Российского

Экономического университета им. Плеханова

Кафедра гостинично-туристического бизнеса и сервиса

Реферат на тему:

Выполнила: студентка 5 курса 10 группы, ФЭС Халилова Эльвира Эдуардовна

Проверил: д.э.н., профессор

Глава 1. История зарождения восточного танца …………………..стр.5 — 11

Глава II. Основные стили и виды восточного танца …….………….стр.12 — 27

2.1. Виды классического восточного танца……. …………… стр.12 — 17

2.2. Стили егопетского фолъклорного танца……………………..….стр. 17 — 27

Список использованных источников……………………………………. ……2 9

ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

В своей работе я хотела бы рассмотреть восточный танец, как он влияет на развитие танцевального искусства, на развитие культуры человечества. Также я хотела бы выяснить каким образом танец живота влияет на жизнь человека, его эмоциональное состояние и психологические особенности.

Глава I. История зарождения восточного танца

Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы. Принято считать, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни.

Жрицы, танцевавшие в храмах, иногда служили «священными проститутками», которые через свой танец обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из движений их танца сохранились в том танце живота, который исполняют современные танцовщицы. Интересно отметить, что существовали различные касты танцовщиц. Гавази (в переводе с египетского диалекта — чужестранцы), которые выступали на улицах и, как правило, не отличались образованностью. Авалим, которые были танцовщицами совсем другого уровня. Алме (ед. число от Авалим) — так называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах, хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши средневековой Японии. Стили танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались. Люди, изучающие историю танца живота, считают, что он зародился как ритуал подготовки к деторождению. В те времена не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому приходилось рожать так, как было задумано природой.

Не удивительно, что женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали роды. Легко заметить, что многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Представляя собой комбинацию напряжения и расслабления мышц, они тренируют внутренние органы и тонизируют мышцы живота. Волнообразные движения фактически задействуют те мышцы женщины, которые выталкивают ребенка при родах.

Так же учёные предполагают, что танец живота зародился в Средней Азии и имел там сакральный смысл, а точнее, был частью церемонии поклонения женскому материнскому началу.

Этот ритуал проводился по случаю рождения детей, а сам танец постепенно распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, а так же в Средиземноморье. Несколько упоминаний о движениях брюшным прессом содержится в тибетской Книге мертвых. Они использовались в целях медитации и перехода на новый астральный уровень. В Греции с помощью танца живота исцеляли больных, сопровождая его громкой музыкой и криками. Индийцы внесли в него плавность и мягкость движений, турки обогатили его сложными и необычными ритмами, а цыгане придали ему страстность.

В Европе часто танцем живота называют любой восточный танец, однако, это не правильно. Следует отметить, что на востоке нет одного, как такового, стиля исполнения, но есть множество фольклорных направлений, рожденных традициями тех или иных народностей, живущих в различных областях и странах. Причем каждая из них имеет собственные особенности движений, музыку, национальные костюмы и так далее. Например, только в Марокко насчитывается около 200 разновидностей фольклорных танцев.

Среди всего многообразия стилей и направлений все же можно выделить два основных: Гайвазе и Бэлади. Родиной первого из них официально является верхний Египет — там он получил наибольшее распространение. Его техника была принесена в 10-м веке цыганами, предположительно из Индии. Это племя носило название Гайвази, поэтому и стиль танца именуют так же. Благодаря своему кочевому образу жизни, цыгане впитывали местные традиции и обычаи других народов, особенности их народных костюмов и танцевальных движений и, как бы ассимилируя все это, разносили по странам Востока уже в новом качестве. В 18-м веке европейские путешественники оценили уникальность стиля Гайвазэ и принесли новость о нем на родину.

Однако в Европе получило распространение другое направление танца под названием Бэлади. В переводе с арабского это слово означает «родина» или «родной город», что отражает широкую популярность стиля среди народов Египта. Издревле это был женский танец, исполнявшийся только для женщин. Основными характеристиками данного направления являются разнообразные фигуры руками, не имеющие четкой связи и системы с покачиванием бердами. В целом танец производил яркое, но тяжеловесное впечатление.

Постепенно в Каир приезжало огромное количество иностранцев, преимущественно с целью торговли, некоторые из них оставались здесь. Результатом этого явились видоизменения танцевального стиля Бэлади, возможно даже его слияние с Гавэйзи, в конечном итоге родилось новое направление Ракс Шарки, в переводе означающее «женский сольный танец». Таким образом, восточный танцевальный стиль стал предусматривать выступление одной танцовщицы, а не целой группы, как это было принято в фольклорном направлении.

Первое западное шоу с участием восточных артисток было показано в Париже в 1889 году, а в 1893 его устроили в Чикаго. Танец окрестили французской фразой «Danse du Ventre.», что переводится, как «танец живота». В качестве рекламы для шоу, это название имело потрясающий успех, но привело к непониманию и искажению смысла выступления. Морально неподготовленная публика посчитала прекрасный танец безнравственным. Что говорить, если даже в современном мире у многих он ассоциируется со сценическим стриптизом.

В 40-х и 50-х годах ХХ века огромную популярность на Западе танец живота получил благодаря Голливуду, вернее, киноисскуству. Американские режиссеры изображали Восток так, как он им представлялся, ярким и блестящим, стирая границы между подлинным восточным стилем и фарсом. Так же использование таких аксессуаров, как змеи и мечи, не имеет никаких египетских или индийских корней.

Сейчас изучение танца живота привлекает женщин всего мира. Для них он представляет чем-то экзотическим, женственным и волнующим. Но следует отметить, что движения восточных направлений не только привлекательны и красивы, но и очень полезны.

Специалисты по хореографии называют танец живота своеобразной йогой для женщин, так как в нем присутствуют некоторые движения, которые без контроля дыхания выполнить практически невозможно. Кроме того, он способствует сжиганию калорий, развивает гибкость и подвижность суставов, улучшает кровообращение. Так же элементы тряски предотвращают развитие целлюлита и осуществляют массаж позвоночника и внутренних органов.

Профессиональные танцовщицы очень ценятся на Востоке: как на Западе восхищаются балеринами, так же преклоняются перед искусным исполнением танца живота в Сирии, Ливане и других странах. Признание это направления не получило лишь у исламских народов. Следуя их религии, оголять живот считается чуть ли не преступлением и карается суровым наказанием со стороны мужа или родственников.

Вернемся снова к истории, а именно: о зарождении танца живота в Египте. В танцах египтяне возносили молитвы божествам, поклонялись святыням; была огромная связь с астрологией и астрономией. Именно из Египетских храмов Пифагор привез в Грецию так называемый «астральный танец». В танцах был культ любовных похождений Озириса и Изиды. В Египте существовала Школа Аммона, где обучались танцовщицы. Их считали «наложницами божеств». Здесь обучали артистизму, мимике, колебательным движениям корпуса (пластике), ловкости, гибкости, грации. В древние времена у фараонов было большое количество наложниц певуний и танцовщиц, услаждающих слух и зрение фараонов и их приближенных. О чем же рассказывали танцовщицы? Замыслы отражали суть происходящего в себе, во вселенной и взаимодействие их между собой. Работа в танце проводилась невелика. Зазубривания не существовало. Старались брать состояние и выражать только через него. Записей танцев не сущесвовало и они не заучивались, а запоминались лишь основные пункты и моменты направления.
Танцевать голыми разрешалось, ограничений в этом плане не было. Строгих канонов по поводу одежды не существовало. Но должно было быть все разумно. Отсюда должен был быть смысл. Мужских и женских танцев не существовало. Танцевать мог любой, число бралось разумное. Оно могло быть из 100 человек. Не имело значения: парные, непарные танцы — должен быть смысл. Цвета тоже несли свой смысл. Цвета брались любые, но не признавалась лишь грубость. Истинность танцев была утрачена через нашествие греков, турок, персов, арабов. Да и не только танцев, была утрачена красота искусства вообще и его величие.
В истинных танцах были лишь направления, а названий не было: по гунам. Через танцы брали знания о Вселенной. Их несли танцовщицы, которые становились жрицами.
Дошедшие до нас памятники искусства и литературы показывают, что танец в Египте имел немаловажное значение. В домашнем кругу, в общественном месте, в храме — всюду встречается танец. Он господствовал в Египте, как выражение экстаза, радости. У всех народов танец является выражением внутренних чувств. Посредством различных поз, скачков, пластики движений выражались радость, горе, любовь, злость и т.д.

Несмотря на то, что изображения восточного танца встречаются еще на фресках древних Египта, Греции и Рима, письменные свидетельства о нем появились лишь в конце 17 века. Именно в это время западные путешественники начали совершать путешествия на Средний Восток, документируя танцы этого региона.

До 19-го столетия, восточный танец исполнялся, как правило, в семейном кругу и на семейных праздниках. Свадьбы, обрезания, бармицвы и другие подобные события не обходились без этого танца. Иногда нанималась профессиональная танцовщица. Поскольку это были в основном семейные празднества, чужакам и чужестранцам редко доводилось видеть этот танец.
Начиная с середины 1800 годов стали популярны торговые ярмарки. Танцовщицы Среднего востока начали выступать в Европе. Первое шоу восточных танцев прошло в Париже в 1889 году. Выражение «Danse Du Ventre» (что означает «танец желудка» или «танец живота») было придумано в 1893 году Солом Блумом (Sol Bloom), импрессарио Midway Plaisance и выставки “Улица в Каире” (Street in Cairo) на Колумбийской торговой ярмарке и Всемирной ярмарке в Чикаго. Он сделал это осознанно, чтобы возбудить извращенное воображение викторианцев того времени, готовых заплатить любую цену за то, чтобы увидеть что-то “непристойное” в их понимании, а потом они могли пойти домой и притворяться шокированными.

Руководитель студии восточных танцев: «Если мне не заплатят – разобью бокалы!»

1 апреля 2013 в 10:00
Евгений Лыткин / Фотограф: Максим Малахов

Модное увлечение танцем живота давно захватило и женщин «в возрасте», и маленьких девочек. Кому-то это кажется хорошим поводом развить тело, кто-то смотрит на восточные танцы как на ресторанную забаву для мужчин.

Кто сегодня преподает девочкам в школах танцев и какие тонкости есть в этом бизнесе – в интервью с руководителем одной из минских студий восточного танца Татьяной Дрило.

О карьере преподавателя: «Почему я должна тратить время на то, чтобы кого-то заставлять учиться?»

– Таня, образование какого профиля ты получила в университете?

– Преподаватель русского языка и литературы, закончила БГУ.

– И сейчас твоя основная деятельность и заработок – это танцы?

– Да, так получилось: когда-то начала заниматься – и втянулась.

– А как же работа по специальности?

– Ну, я все равно работаю педагогом, только преподаю танцы. Педагогическими и психологическими знаниями в работе с детьми пользуюсь каждый день! Сейчас получаю второе высшее в университете культуры – буду менеджером, хочу делать свои проекты и конкурсы.

– То есть общеобразовательная школа тебя не привлекает?

– В учреждениях образования ты постоянно обязан ходить на работу по определенному графику и работать по установленной программе. В своей студии я могу делать то, что мне хочется. Ко мне ходят с желанием, у девочек горят глаза! Если у них что-то не получается, они плачут, расстраиваются – значит, для них это важно. У меня хорошее образование, но почему я должна тратить время на то, чтобы кого-то заставлять учиться?

О восточных танцах: «Блесточки, стразики – как и любой девушке, мне все это нравится!»

– Почему именно восточные танцы?

– Я разными танцами занималась с детства: классическими, спортивными, хип-хоп. Потом попробовала восточные и определилась. Сперва мне понравилась музыка – тогда очень в моде был Таркан. Еще понравились костюмы. Можно себя украшать как принцессу: блесточки, стразики – как и любой девушке, мне все это нравится!

– Насколько восточный танец близок нашему менталитету?

– Нравится как раз то, что неблизок. Это что-то новое, необычное, неожиданное, нестандартное и неизведанное.

– Какие его особенности можешь перечислить?

– Меньшая травмоопасность, нет большой нагрузки на позвоночник. В восточных танцах можно расслабиться и показать себя такой, какая есть. Многие девушки приходят, чтобы понравиться молодому человеку, раскрепоститься. Музыка медленная, движения соблазнительные, костюмы открытые. Например, полненькие женщины в «гоу-гоу» не пойдут, а для танца живота нужен живот, и их фигура наиболее подходит.

О возрасте в танцах: «Детям запрещено использовать некоторые элементы»

В Германии, например, в бальных танцах только с 12 лет разрешены платья с открытой спиной.

– У меня дети ходят с 6 лет, и по нашим правилам тоже только с 12 лет можно давать открытые платья. Кроме того, возрастная планка повышается даже без учета правил! Многие девочки только с 14 лет шьют открытые костюмы, до этого возраста либо закрытые, либо сетка-гипюр. По конкурсным правилам, если открытый костюм не по возрасту, – вообще могут дисквалифицировать.

– Встречала ли мнение, что ты учишь шестилетних девочек соблазнять мужчин?

– Главное, что я не учу их это делать! Для детей танец кардинально отличается от взрослого. Девочки учатся ритмике, постановке рук, спины, следить за осанкой. У них, скорее, современный эстрадный танец со стилизацией восточного танца. По правилам Белорусской лиги танца детям запрещено использовать некоторые элементы, также они могут не все восточные стили танцевать. Имеются в виду те разновидности танца живота, которые могут быть вредны для здоровья. Например, давать детям «тряску» нельзя, так как они еще растут и у них не сформировался организм.

Об отношении к танцу живота на его родине: «Танцуют как бы «недостойные» женщины»

– Знаешь, что в исламе такие танцы – грех?

– Я не принадлежу к этой религии.

– Но ты была в восточных странах – какое там отношение к танцовщицам?

– Там женщинам нельзя танцевать, танцуют как бы «недостойные» женщины. Но у них есть народные танцы, которые они танцуют в закрытых костюмах, с определенными движениями – и это нормально. Камень преткновения – оголенный живот, ведь там тело нельзя показывать.

– Дело только в костюме?

– Ну, еще ведь ты как бы соблазняешь мужчину, а там женщина должна быть «чистая». Но при этом там есть свои танцовщицы, у которых мировая слава. Так что очевидны двойные стандарты: благо большинство восточных стран сейчас европеизируются и восприятие меняется.

– Поэтому так много наших девушек едут туда танцевать «на контракт»?

– Просто если ты иностранка, то отношение к тебе проще.

– Ты знаешь о проблеме вербовки таких девушек для оказания секс-услуг?

– Да. Поэтому если поеду туда работать, то только в те места, куда ездил кто-то из знакомых. Найти объявление в интернете и поехать – не вариант. Должны быть проверенные контакты.

О корпоративах: «Хочется как-то заработать, и все способы для этого хороши»

– «Тряска» – главный элемент танца живота. Тебе не говорили, что это вульгарно?

– Конечно, говорили! Всегда есть бабушки, которые возмущаются, что мы маленьких детей в гаремы готовим. Но они просто не видели этого изнутри. Родители, которые водят ко мне детей, наоборот, отмечают положительные результаты.

– Ну, может не в гарем, но в ночной клуб готовишь?

– В клубах восточные танцы не танцуют, там «гоу-гоу».

– А на корпоративах?

– На корпоративах их можно встретить, но это только по достижении 18 лет. Вообще это никак не связано. Это личный выбор каждого. Другое дело, что хочется как-то заработать и все способы для этого хороши: если девочка может танцевать красиво, то почему она не должна этого делать?

– А как же продажа тела?

– У нас в большинстве клубов (за все говорить не буду) есть охрана, менеджеры, которые за этим следят. Там смотрят, чтобы никто не толкнул, не трогал, руки не распускал. Это не только во время танца живота – там и бальники танцуют.

– Какие особенности в корпоративных выступлениях?

– Нужно иметь «товарный» вид. Никто не закажет девушку полную или с изъянами на коже. Естественно, смотрят макияж, костюм. Иногда гости хотят поговорить, а у меня во время танца на голове поднос со свечами, я не могу отвлекаться, иначе кафе может сгореть. Часто снимают выступление на мобильники.

– Находят тебя потом в интернете?

– Сейчас я танцую в парике, поэтому не узнают, даже если видят. Парик, во-первых, потому, что восточные танцы должны танцевать темненькие девушки. Во-вторых, чтобы не узнавали после выступления, не пошли за мной из клуба. Один раз даже так получилось, что я станцевала, переоделась, подхожу за расчетом, а меня не узнают! Пришлось доказывать, что это именно я танцевала.

– Костюмы стоят дорого?

– Хороший – от 400$. Для танцев на корпоративе у меня есть простые, которые сама сшила, а вот конкурсные должны быть отличного качества.

– А обманывали в клубах?

– У меня, к счастью, таких случаев не было. Всегда можно с другими девушками, которые в том или ином месте выступали, пообщаться, узнать, как там. Но я всегда еду с принципом «если мне не заплатят, то я, уходя, разобью пару бокалов и скажу, что в счет моей зарплаты».

О мужских танцах живота: «Когда мужчина весь в стразах – это странно»

– Существуют еще и мужские танцы живота…

– Да, у меня есть парочка знакомых танцоров живота.

– Там тоже «тряска»?

– Конечно! Мне тоже интересно, как им это дается и ничего ли не мешает (смеется).

– Как ты к этому относишься?

– Это имеет право быть. Другое дело, что меня иногда поражают их костюмы: когда мужчина весь в стразах, блестках и каких-то веревочках-тесемочках – это странно. Но если костюм не в обтяжечку и живот не открыт, то на это вполне можно смотреть.

– Девушек поддерживают их парни?

– Да, но был случай, когда парень приходил на репетицию свой девушки, потому что не верил, что она занимается танцами. Он открывал двери в тренировочный зал и смотрел, есть ли в группе ребята.

– А твой парень как воспринимает твою работу?

– Он сам танцор, поэтому понимает, что танцы – это танцы. Но он танцует современные танцы, и, конечно, бывает, говорит: «Ну что это за элементы такие…». Но при этом ходит на конкурсы, отличает стили.

О конкуренции: «Нет такого, чтобы костюм порезали и ногу сломали»

– Как у нас в стране развиты восточные танцы?

– Много студий, есть очень хорошие. Доступны возможности посещать мастер-классы, чему-то учиться. Бывает, что в студии много разных стилей – там может быть уровень чуть хуже. Могут взять непрофессионала – такой преподаватель посмотрел три видеоурока из интернета, и всё.

– А когда увеличивается наплыв желающих освоить танец живота?

– Зимой. Наверное, готовятся к лету, ну и с нового года у всех начинается новая жизнь.

Легко ли было входить в этот бизнес?

– Непросто, и я до сих пор волнуюсь. Много хороших девочек преподает, мы все дружим. Нет такого, чтобы костюм порезали и ногу сломали. Стекло в пуанты не подкинуть – танцуем босиком.