Соревнования по танцам: чем отличается их проведение по спортивным, бальным, латиноамериканским, уличным и восточным танцам и как организовать?

Соревнования по танцам: чем отличается их проведение по спортивным, бальным, латиноамериканским, уличным и восточным танцам и как организовать?

Соревнования по танцам — это невероятное зрелище. Здесь есть все: музыка, ослепительные костюмы, вихрь красок, красота тел, отточенное великолепие движений — и гигантский выброс адреналина для участников, организаторов и зрителей. Пожалуй, только немногие люди сохраняют на этом празднике жизни относительное хладнокровие. Это судьи.

Как и любые другие конкурсы, дансинг-соревнования оцениваются по четко определенным критериям, и наполнение их зависит от вида танцев, к которым они применяются. Чтобы легче было разобраться, условно разделим их на три категории.

Данс-категории: особенности оценки

Первая группа — самая большая. Она объединяет все разновидности бальных и латиноамериканских танцев. Сюда же относятся пасодобль, танго и квикстеп, румба, ча-ча-ча, джайв, фокстрот — все они из категории спортивных танцев.

Главная особенность, которой отличается оценка соревнования по спортивным танцам — наличие огромного количества жестких стандартов, касающихся буквально всего: костюмов, возраста участников, порядка их отбора, программы выступления, элементов танца и далее по списку. Причем судьи оценивают только пары, но не коллективы и не каждого исполнителя в отдельности.

Конечно, внешне стандартные бальные танцы, соревнования по которым привлекают такое большое количество зрителей, отличаются, например, от фестиваля латины. Но критерии оценки остаются едиными. К тому же эти выступления, как и соревнования по латиноамериканским танцам, всегда проводятся в закрытом зале.

Радикально другого подхода к оцениванию требуют соревнования по уличным танцам. Здесь в принципе отсутствуют любые стандарты и каноны, кроме одного правила: выражай свою индивидуальность как можно ярче. Поэтому судьи оценивают мастерство каждого танцора в отдельности, и проводятся эти яркие фестивали под открытым небом.

Промежуточную позицию занимают соревнования по восточным танцам. Они тоже жестко регламентированы и, как правило, проходят в лучших танцевальных залах, но оценивают в них и отдельного участника, и пары, и целые группы.

Особенности организации танцевальных конкурсов

Если вы собираетесь организовать дансинг-конкурс, для начала определитесь, танцам какого вида он будет посвящен. Остановились на «уличном искусстве»? Тогда вам необходимо будет выяснить прогноз погоды в ключевые дни, отыскать в парке, на площади или на набережной большую ровную площадку. Лишь после этого можно переходить к переговорам с исполнителями, судьями, городской администрацией и спонсорами.

И совсем другое дело — если вы хотите провести, к примеру, конкурс румбы. Начинать придется с определения уровня сложности танца, возрастного ценза участников, системы судейства и других немаловажных моментов. Затем наступает время поиска помещения — причем лучше, чтобы это был профессиональный зал, оборудованный всем необходимым. И только потом — этап переговоров.

Латиноамериканские бальные танцы, латиноамериканская программа

Латиноамериканские танцы – это страсть, это драйв, это неприкрытые живые эмоции. Наблюдать выступления танцоров в этой категории – это ни с чем не сравнимое удовольствие. В классификации бальных танцев они объединены в отдельную группу с одноименным названием.

В состав программы Латина всходят следующие танцы:

Самба – энергичный танец, пришедший в Европу из знойной Бразилии. Характеризуется достаточно быстрым темпом и характерными резкими движениями бедрами, именуемыми «Samba Bounce». Самба, как и другие латиноамериканские бальные танцы, зажигательна, — в ней сплелись элементы культуры нескольких южных народностей. Она пришла в Рио-де-Жанейро с африканского континента, где, смешавшись с танцами местных народов, приобрела свой самобытный образ. Отличительной особенностью её является то, что танцоры движутся, словно заигрывая друг с другом в вертикальной плоскости под чеканный ритм, создаваемый при помощи маракасов и барабанов.

Ча-ча-ча – танец, пришедший с острова свободы – Кубы. Он объединил в себе элементы мамбо и румбы, но спутать их невозможно: ча-ча-ча основан на специфическом четырехдольном ритме, на каждый удар которого приходится шаг.

Особое внимание в исполнении этого танца уделяется партнерше, которая предстает в роли кокетки, огненной роковой женщины. Красуясь перед партнером, она демонстрирует не только превосходные физические данные, но и внутренний шарм.

Румба – парный танец, появившийся в результате слияния мастерства африканских и кубинских танцоров. Необычность его состоит в мерности и плавности движений, которые сопровождаются достаточно широкими шагами. Изначально румба и ча-ча-ча не были разделены на два отдельных танца, — сегодня же они отличаются темпом исполнения (у румбы он медленнее) и характером музыки, сопровождающей танец.

Пасадобль – невероятно красивый танец, пришедший с берегов Испании. Изначально являлся танцевальной интерпретацией корриды. Чаще всего партнер изображает тореро, а партнерша – его плащ; именно чувственное слияние этих элементов и делает пасадобль завораживающим.

Джайв – его движения знакомы даже тем, кто далек от танцевальных состязаний. Джайв – праотец буги-вуги, твиста и других свинговых танцев. Быстрый и чрезвычайно искрометный танец, исполняемый по схеме «шаг-приставка-шаг». Для тех, кто любит бальные танцы, латиноамериканская программа зачастую представляет особый интерес. В ней есть огонь и страсть, которые привлекают европейцев; при этом высокая энергичность как выступлений, так и тренировок не может не наложить отпечаток на фигуры танцовщиц – все они стройны, красивы и невероятно страстны.

10 традиционных бальных танцев

Бальный танец обязательно выполняется в паре. Такими танцами сегодня обычно называют стандартизированные спортивные танцы, исполняемые на танцевальных конкурсах и торжественных мероприятиях. Сегодня в мире танцев существуют две основные классификации, в совокупности состоящие из десяти танцевальных стилей: европейская и латиноамериканская программы. Подробнее о танцах читайте далее.

История бального танца

Происхождение понятия «бальный танец» идет от латинского слова «ballare», означающего «танцевать». В прошлые времена такие танцы были светскими и предназначались только для высших особ, а для бедных слоев населения оставались народные танцы. С тех пор такого классового разделения в танцах, конечно, больше не существует, да и множество бальных танцев на самом деле являются облагороженными народными. В частности, на современные бальные танцы большое влияние оказала культура африканского и латиноамериканского народов.

Что называть бальным танцем, зависит и от эпохи. На балах в разное время были представлены различные танцы, такие как полонез, мазурка, менуэт, полька, кадриль и другие, которые сейчас считаются историческими.

В 20-х годах прошлого века в Великобритании был основан Совет по бальным танцам. Благодаря его деятельности бальный танец тогда приобрел формат соревнования и стал делиться на две группы – на танцы спортивные и так называемые социальные. В программу вошли: вальс, танго, а также медленный и быстрый типы фокстрота.

За период 30-х – 50-х годов число танцев возросло: в программу попали такие парные латиноамериканские танцы, как румба, самба, ча-ча-ча, пасодобль и джайв. Однако в 60-е годы бальный танец перестал быть обыденным развлечением, поскольку требовал от танцующих определенной технической подготовки, и был вытеснен новым танцем под названием твист, который не нужно было танцевать в паре.

Танцы европейской программы

В программу европейских танцев, или Стандарт входят: медленный вальс, танго, фокстрот, квикстеп и венский вальс.

Медленный вальс

В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение.

Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту). Освоить его основные фигуры можно и дома самостоятельно.

Танго – бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века. Сначала танго входило в латиноамериканскую программу танцев, однако потом его перевели в стандартную европейскую программу.

Пожалуй, увидев танго хотя бы раз, впоследствии каждый сможет распознать этот танец – эту напористую, страстную манеру не спутать ни с чем. Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического «перетекания» с пятки на носок.

Медленный фокстрот

Фокстрот – относительно простой бальный танец, дающий новичкам замечательную основу для дальнейшего развития. Фокстрот можно танцевать и в медленном, и в среднем, и в быстром темпе, что позволяет грациозно двигаться по паркету даже новичкам без особых навыков. Танец довольно легко выучить с нуля.

Главная особенность фокстрота – это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом.

Квикстеп появился в 20-х годах XX столетия как комбинация фокстрота и чарльстона. Музыкальные коллективы того времени играли музыку, которая была слишком быстрой для движений фокстрота, поэтому в квикстепе они были видоизменены. С тех пор, по мере своего развития, этот бальный танец стал еще динамичнее, позволяя танцорам показывать свою технику и атлетизм.

Квикстеп сочетает в себе множество разных элементов, таких как шасси, прогрессивные повороты и шаги, и многие другие.

Венский вальс

Венский вальс – один из старейших бальных танцев, который исполняется в скором темпе, характеризующем первые вальсы. Золотой век венского вальса в Европе пришелся на начало XIX века, когда еще жил и работал известный композитор Иоганн Штраус. Популярность этого вальса то поднималась, то утихала, но он никогда не выходил из моды.

Размер венского вальса такой же, как и у медленного, составляет три четверти, а количество тактов в секунду больше в два раза – шестьдесят.

Танцы латиноамериканской программы

Латиноамериканскую программу танцев обычно представляют следующие спортивные бальные танцы: ча-ча-ча, самба, румба, джайв и пасодобль.

Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года, но сенсацией в США этот бальный танец стал только в 40-х годах благодаря певице и звезде кино Кармен Миранде. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием – это не одно и то же.

Многие движения, которыми отличаются другие латиноамериканские бальные танцы, самба сочетает в себе: здесь есть и круговые движения бедрами, и «пружинистые» ноги, и размеренные вращения. Однако она не слишком популярна для изучения: быстрый темп исполнения и необходимость физической подготовки часто лишают начинающих танцоров энтузиазма.

Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо. Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее – так и родился танец ча-ча-ча.

Особенностью ча-ча-ча является так называемый тройной шаг на два счета. Эта черта и выделила ча-ча-ча в отдельный танец, отличая его от мамбо, хотя остальные движения довольно схожи с этим стилем. Для ча-ча-ча также свойственны минимальные перемещения по залу, в основном, этот бальный танец исполняется почти на одном месте.

Румба имеет довольно богатую историю – она возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба – очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу.

Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения — от размеренного до агрессивного. Стиль исполнения напоминает стили мамбо и ча-ча-ча. Основные такты румбы – это QQS или SQQ (от английского S – «slow» – «медленно» и Q – «quick» – «быстро»).

«Paso doble» с испанского означает «два шага», что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы. Среди многих других латиноамериканских танцев пасодобль примечателен тем, что в его происхождении вы не найдете африканских корней.

Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя-матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. Однако во время исполнения пасодобля на танцевальных соревнованиях партнерша никогда не изображает быка – только плащ. Из-за своей стилизации и большого количества правил этот бальный танец практически не исполняется вне танцевальных конкурсов.

Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово «jive» означает «вводящую в заблуждение болтовню» – популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Там джайв был адаптирован к британской поп-музыке и принял ту форму, которую имеет сейчас.

Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми. Еще одна особенность джайва – прямые ноги. Танцевать этот спортивный бальный танец можно и на шеститактовый счет, и на восьмитактовый.