Бальные танцы XIX века

На русских балах в XIX веке программа танцевального вечера — количество и последовательность танцев — варьировалась в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.

Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись — как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы и собственного сочинения.

Полонез
Перешедший с XVIII века в XIX, полонез — или польский, всегда открывал придворные балы. В церемониальном танце-марше принимали участие все желающие, где каждый должен показать себя в выгодном свете. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.
В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетнейшей гостьей (хозяйка бала в этом случае шла во второй паре с наиболее почетнейшим гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, а в более ранее время в первой паре шествовал император со старшей дамой или с той, которой он решает оказать честь, во второй — императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала — во второй паре.
Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу. Последовательность исполнения элементов танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара — она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур. Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.
Исполнение танца не ограничивалось одной залой — вереница польского могла следовать и в другие комнаты. Во время полонеза был в ходу и обычай «отбивания дамы», особенно популярный на московских балах — кавалер, которому не досталось дамы, подбегал к первой паре и, хлопнув в ладоши, отбивал даму себе, первый же кавалер переходил ко второй даме, второй — к третьей и т. д., последний кавалер, оставшись без дамы, либо уходил прочь, либо бежал отбивать даму первой пары.
Польский мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.

Вальс
Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову, вальс был вторым танцем, а также мог являться и открывающим на частном балу. Считают, что вальс зародился в конце XVIII века, и на протяжении всего XIX века, да и сейчас, этот танец любим многими.
Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки — можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.
Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па — более спокойный, и французский, более живой — в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт.

Французская кадриль
В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на бале, и. достигнув широкого распространения в 1830-х годах, его могли танцевать несколько раз за вечер.
В начале девятнадцатого столетия кадриль состояла из пяти фигур и требовала техничного мастерского исполнения: танцующие выделывали па с ловкостью и грациозностью, и для этого надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.
К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили: пары выстраивались в виде колонны, а не в виде каре (где построение пар по сторонам квадрата), в танце насчитывалось шесть фигур и упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев: медленные, спокойные движения избавляли от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом и полькой.

Полька
В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец — полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца — полька-трамблян, полька-галоп, полька-мазурка.

Мазурка
Успех этого танца пришелся на 1810-е годы — стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру — он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.
«Бравурный», или краковский, стиль — характерный для провинциальных балов — отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость.
Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, как в бравурном исполнении. В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.
Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца, для утоления жажды или обсуждения какой-либо темы. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.
Мазурку в конце XIX века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка и кадриль-мазурка.

Котильон
Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.
На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.
Начинался котильон туром вальса по кругу — за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца — чаще от более легких к более сложным.
Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т. п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги. ).
Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном.
Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

Полонез, вальс, французская кадриль, полька, мазурка — эти танцы были основными на русских балах, при §том, ими не ограничивалась танцевальная программа. Существовал галоп — игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, которым могли оканчивать кадриль или сам вечер. В первой трети XIX века распространены были: матредур, гросфатер, англезы и экосезы, тампет, краковяк, a la Greque, русская кадриль, английская кадриль, кадрили на темы балетов, опер и романсов. В середине XIX века появляется лансье — танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно. Падекатр, падеграс, венгерка, миньон, шакон, аликаз, помпадур и пр. — танцы конца XIX и начала XX вв.

Танцы-соло
Существовали соловые, или блистательные, танцы, исполнявшиеся одним или несколькими танцующими.
В первой трети XIX века были распространены: тирольский вальс, казачок, матлот, менуэт, гавот, тамбурино, фанданго, весталка.
На протяжении всего XIX века в мемуарной литературе упоминаются два сольных (показательных) танца: русская пляска и па де шаль. Па де шаль — возникший в период увлечения античной культурой, танец исполняется с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц — они под музыку из известного балета создавали красивые балетные группы, принимали изящные танцевальные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т. п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.

Напоследок, из афоризмов 19-го века. «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ***ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ***. (309)
  • =Стихи.= (167)
  • =Цитаты и афоризмы.= (62)
  • =Разное.= (31)
  • =Серия»Интересные Записки»= (23)
  • =Проза=. (12)
  • =ЦИТАТЫ. ГРЭМ УИНСТОН.САГА О ПОЛДАРКАХ.»РОСС (8)
  • =Поэзия.= (8)
  • =РУССКИЙ ЯЗЫК= (5)
  • =Песни-стихи.= (5)
  • =Книги онлайн= (4)
  • =СЕРИЯ»СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС».= (1)
  • ***ЭТО ИНТЕРЕСНО***. (191)
  • Разное. (61)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ. (18)
  • =СЕРИЯ «АРИСТОКРАТИЯ»= (8)
  • =КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ= (7)
  • Кофейное. (6)
  • Женщины в русской истории . (4)
  • Передача»Личные вещи». (3)
  • Цикл передач «Пленницы Судьбы». (2)
  • ***МОЙ МИР КИНО.*** (165)
  • КИНО и ТЕАТР(видео) (62)
  • Кино(Документальное)-Видео. (22)
  • Коллекция видеороликов(избранное). (21)
  • Видеоролики(кино) (16)
  • Музыка из кинофильмов. (8)
  • =ФОТОАЛЬБОМ.ЗАРУБЕЖНЫЕ КИНОГЕРОИ.= (7)
  • =ФОТОКИНОАЛЬБОМЫ (РОССИЙСКОЕ К.) = (7)
  • =ФОТОАЛЬБОМ.КИНО= (5)
  • =ФОТОКИНОАЛЬБОМЫ (ЗАРУБЕЖНОЕ К.) = (4)
  • Юные Звезды Советского Кино. (4)
  • Новости кино. (4)
  • Интервью актеров и актрис. (4)
  • Коллекция Зарубежной Классики. (2)
  • Видеоролики(Музыкальное кино). (2)
  • =ФОТОАЛЬБОМ.РОССИЙСКИЕ КИНОГЕРОИ.= (1)
  • = МИР АКТЕРОВ.СЕРИЯ «СТАРЫЙ ФОТОАЛЬБОМ». (1)
  • Истории и легенды Ленфильма.Ссылки. (1)
  • ЖИВОПИСЬ. (117)
  • Разное (29)
  • Женские образы в живописи (Избранное)-3 Часть. (12)
  • Русские женские образы (10)
  • Смольнянки Левицкого. (9)
  • Женские образы в живописи.(Избранное).-1 Часть. (7)
  • Живописная серия «Дамы и Кавалеры» (6)
  • Живописная серия «Дочки-матери». (6)
  • Живописная серия «Дамы» (5)
  • Очаровательные «головки» Константина Мак (5)
  • Живописная серия»Детский Сольный Портрет&quot (3)
  • Живописная серия «Женщина с веером» (3)
  • Женские образы в живописи. IV Часть. (2)
  • Живописная серия»Дама в красной шляпке». (2)
  • Живописная серия «Дама в зеленом» (2)
  • Живописная серия «На балу» (2)
  • Живописная серия»Детский парный Портрет» (1)
  • Живопись(Видео) (1)
  • Живописная серия «Сестры» (1)
  • Женские образы в живописи.(Избранное).-2 Часть. (1)
  • Женские образы.Константин Маковский. (1)
  • Богини в живописи. (1)
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ. (92)
  • Инструментальная музыка. (50)
  • Аудиозапись. (29)
  • Музыкальные произведения. (13)
  • ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА. (63)
  • =РАМОЧКИ ДЛЯ ЦИТАТ И АФОРИЗМОВ.= (20)
  • Коллекция рамочек VII часть (10)
  • коллекция разделителей. (10)
  • Коллекция рамочек.IV Часть. (5)
  • Коллекция рамочек.V Часть. (4)
  • Коллекция рамочек.II Часть. (3)
  • Сундучок картинок.Украшалочки для дневника. (3)
  • Коллекция красных и бордовых рамочек. (2)
  • Сундучок картинок.Женский Образ. (2)
  • Коллекция рамочек.I Часть. (2)
  • =КУЛИНАРНЫЕ РАМОЧКИ= (1)
  • Коллекция рамочек.III Часть. (1)
  • ЖЕНСКИЙ МИР (46)
  • ПРОЕКТЫ ЕКАТЕРИНЫ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ. (39)
  • Е.Рождественская.Фотоальбом»Частная Коллекция (14)
  • Е.Рождественская.Фотоальбом»Родня». (9)
  • Е.Рождественская.Фотоальбом»Классика». (6)
  • Е.Рождественская.Фотоальбом»Сказки». (4)
  • Е.Рождественская-Разное. (2)
  • Е.Рождественская «Карты». (1)
  • Проекты Екатерины Рождественской.Видео. (1)
  • КАРТИНА ДНЯ. (37)
  • АКТРИСЫ. (33)
  • Елизавета Боярская. (12)
  • Актрисы-Фотоальбомы. (8)
  • ***ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ (Видео).*** (27)
  • =ТЕЛЕПЕРЕДАЧА » МОЙ ГЕРОЙ».= (4)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ(ВИДЕО). (26)
  • Месяца года(Осень) (23)
  • Месяца года (зима) (23)
  • АКТРИСЫ(Видео). (19)
  • АКТЕРЫ. (19)
  • Сундучок рецептов здоровья. (17)
  • ИСКУССТВО. (16)
  • АКТЕРЫ(Видео). (16)
  • Черновик.Разные записи для дневника. (16)
  • ***РУКОДЕЛИЕ*** (13)
  • =ПОДЕЛКИ СВОИМИ РУКАМИ= (6)
  • =САЛФЕТКИ= (1)
  • АУДИОЗАПИСЬ. (13)
  • Проза.Поэзия. (6)
  • ИНТЕРВЬЮ АКТЕРОВ и АКТРИС(видео) (12)
  • ВИДЕО. (10)
  • ИНТЕРЕСНЫЙ МИР. (10)
  • СТУДИЯ ЕКАТЕРИНЫ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ. (9)
  • ФОТОАЛЬБОМ. (9)
  • Дворянские балы 19 века В России. (9)
  • КИНО и ТЕАТР. (8)
  • Месяца года(Лето) (6)
  • Стас Михайлов. (6)
  • Коллекция любимых песен. (6)
  • ***БАЛЕТ.*** (5)
  • КУЛИНАРИЯ (5)
  • Выпечка. (3)
  • Супы. (1)
  • ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ. (5)
  • ПОРТРЕТ. (5)
  • Женский портрет. (3)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕПРОЕКТ»ДВЕ ЗВЕЗДЫ». (5)
  • Тамара Гвердцители — Дмитрий Дюжев. (4)
  • СЕРИАЛ «ПОЛДАРК».ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. (4)
  • ***ИСТОРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ *** (4)
  • =ТЕМА»БАЛ» ВИДЕО=. (4)
  • РУССКАЯ ПОП-МУЗЫКА(ВИДЕО). (4)
  • ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ. (4)
  • Зимние праздники. (4)
  • Маскарад и Карнавал. (4)
  • Стихи. (3)
  • ***ИСТОРИЯ В КАДРАХ*** (2)
  • Месяца года(Весна) (2)
  • Сундучок картинок.Живопись. (2)
  • История Рождественской ёлки в России. (2)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ(ВИДЕОИНТЕРВЬЮ) (1)
  • ПРИЗРАК ОПЕРЫ(шоу). (1)
  • Ссылки на дневники. (1)
  • Коллекция цитат. (1)
  • Певец 2010 года. (1)
  • Коллекция фонов. (1)
  • картинки с надписями. (1)
  • Сундучок новогодних картинок. (1)
  • (0)
  • (0)
  • (0)

Цитатник

Шалевый воротник резинкой 2х2. Автор: lyubov demina 2013 https://www.stranamam.ru/post/13510202/.

Сериал «Аббатство Даунтон»: костюмы и аксессуары «Аббатство Даунтон» («Dow.

Тапочки «Люси» крючком Вязаные домашние тапочки крючком Дома мы должны чувств.

Мастер-класс тапочек «Белые кораблики». . . . . . . . . P.S.По этому же принципу связа.

С Международным Днем Театра. Кулисы, занавес, актеры, Афиши, публика, цветы. Неслышно глупы.

Метки

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Выбрана рубрика Дворянские балы 19 века В России..

Танцы в 19 веке

19-й век – это период массовых бальных танцев, которые отличались естественностью и «живым» ритмом. В этот промежуток времени теряет свою популярность когда-то востребованный менуэт. Этот вид хореографической композиции становится своеобразным инструментом воспитания хороших манер, развития изящности, красивой осанки и плавности движений. Танцевальная культура 19-го века наполняется такими видами постановок, как полька, кадриль, экосез, мазурка и, конечно же, вальс. Эти разновидности хореографических постановок происходят из разных стран, а именно Австрии, Германии, Англии и других. И невзирая на разные «корни», они становятся любимыми танцами по всему миру и пользуются огромной популярностью среди самых разных слоев общества.

Наиболее востребованные виды танцев в 19-м веке

Самое главное место в танцевальной культуре 19-го века занимает вальс. Именно на этот период припадает самый большой всплеск развития этого вида танца. Вальс задает характер всем бальным действам. Придворные танцы насыщаются непринужденностью, свободой музыкального ритма и отсутствием сложных фигур. Благодаря простоте движений, поз и потрясающе красивому аккомпанементу, который отличается пленительной мелодичностью, вальс становится самым излюбленным танцем в 19-м веке, а также самым востребованным и неотъемлемым атрибутом придворных балов и других торжественных празднеств. К тому же, этот вид хореографической композиции имеет не только стандартную форму, но и обладает многообразием комбинаций и вариантов исполнения. Такая любовь к вальсу способствует огромному всплеску в области музыки, ведь самые знаменитые и талантливые композиторы считали своим долгом написать аккомпанемент для вальса.


Вальс первой половины 19 в.

В 19-м веке развивается не только вальс, но и получают широкое распространение другие виды танцев. Например, мазурка, которая обрела свою популярность за счет возможности самостоятельно создавать свои композиции танца участниками действия. Не менее любимой в 19-м веке является полька, берущая свое начало с богемской народной пляски. Этот танец становится неотъемлемым атрибутом как на общественных грандиозных балах, так и на домашних праздниках.


Полька

Из других, не менее популярных хореографических постановок, можно выделить:

  • Полонез – танец, берущий свое начало еще с 17-го века, который сохранил свою форму и особое предназначение для торжественных шествий в качестве открывающего или заключающего действия на американских и многих европейских балах.
  • Кадриль – танец, что зародился в самом начале 19-го века во Франции. Особенность этого вида пляски заключается в уникальной композиции, построенной на повторении 4-6 разнообразных контрдансов в каре.
  • Па де катр – особая форма скоттиша, которая отличается грациозной медлительностью в России и ритмическими прыжками в Англии и Шотландии.