Содержание

Бальный танец программа для дши

2010
Пояснительная записка

Актуальность программы

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, формирует его художественное «я». Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Общеразвивающий характер ее раскрывается в расширении информированности детей в данной образовательной области, удовлетворении познавательного интереса, формировании общей культуры ребенка.

По цели обучения данную программу можно классифицировать как профессионально- ориентированную.

Комплексный подход преподавания данной программы способствует углублению знаний и гармоническому развитию личности ребенка.

«Образовательная программа хореографического искусства» построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности.

Начальное профессиональное образование, эстетическое воспитание средствами хореографии.

Для реализации этой цели необходима система учебно-воспитательных задач:

Программа «Образовательная программа хореографического искусства» предназначена для комплексного изучения предметов художественно-эстетической направленности, обучающимися в возрасте 9 и после 9 лет. Реализация программы рассчитана на пять лет.

Занятия по предметам: «Классический танец» на первом году обучения проводятся в размере 3,5 часов в неделю, со второго по пятый год обучения 3 раза в неделю по одному часу, «Гимнастика» проводятся 1 раз в неделю по 1 уроку на первом году обучения, «Историко-бытовой и современный бальный танец» проводятся 2 раза в неделю по одному уроку с первого по третий года обучения и 1 раз в неделю по одному уроку на четвёртом и пятом году обучения, «Народно-сценический танец» проводятся 2 раза в неделю на втором и третьем году обучения и 3 раза в неделю по 1 уроку на четвёртом и пятом году обучения, «Беседы о хореографическом искусстве» проводятся 1 раз в неделю по 1 уроку на пятом году обучения, «Ритмика» проводятся 1 раз в неделю по 1 уроку на первом году обучения, «Слушание музыки и музыкальная грамота» проводятся 1 раз в неделю по одному уроку, «Музыкальная литература» проводятся 1 раз в неделю по 1 уроку на втором, третьем и четвёртом годах обучения, «Сценическая практика» проводятся 1 раз в неделю в форме индивидуального занятия расчёта 0,5 часа на человека; предметы по выбору «Музыкальный инструмент (аккордеон)», «Сольное пение», «Рисунок», «Бисероплетение», «Театр кукол на английском языке», «Вокальный ансамбль» — 1 раз в неделю по 1 уроку.
Продолжительность занятий 45 минут включая непосредственно содержательный аспект, выбранный в соответствии с календарно-тематическим планированием, организационные и заключительные моменты занятия.

На отделение «Образовательная программа хореографического искусства» принимаются дети после получения письменного заявления родителей.

Методологическое обоснование программы

По своей форме обучение делится на:

  • групповое
  • подгрупповое

Формы проведения занятий

  • практические тематические занятия;
  • беседы;
  • праздники;
  • концерты
  • совместный досуг детей и родителей.

Методическое обеспечение

  • дидактические материалы;
  • пособия, таблицы;
  • комплекты методической и теоретической литературы в соответствии с направлениями деятельности

Прогнозируемые результаты

Условия реализации программы

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство. – М.,1991.
  2. Алёхин А.Д. «Когда начинается художник» книга для учащихся. – М., «Просвещение», 1993.
  3. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999.
  4. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. «Осень добрая хозяйка». Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
  5. Алпарова Н.Н., Николаев В.А. «Зимние сказки». Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
  6. Алпарова Н.Н., Николаев В.А. «Расцвела весна цветами». Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
  7. Зарицкая Е.Я. «Песня полна чудес». – СПб. 2003.
  8. Николенко М.Г., Кошманова И.И. Английский для детей (сборник упражнений). – М., 1996.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Рабочая программа по предмету «Историко-бытовой и бальный танец» образовательной программы «Хореографическое искусство» на основании примерной программы для хореографических школ и ДШИ «Историко-бытовой и современный бальный танец» УМС, Орёл 1999 год

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 имени »

Рабочая программа

по предмету «Историко-бытовой и бальный танец»

на основании примерной программы

«Историко-бытовой и современный бальный танец» УМС, Орёл 1999 год

Срок реализации 5 лет.

Возраст детей после 9 лет.

Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе примерной программы для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств, составленной преподавателями хореографических дисциплин муниципальной хореографической школы г. Орла и в 1999 году.

Примерная программа и рассчитана на 5 лет (с 1-го по 5-ый классы). Так как по учебному плану в ДШИ № 1 г. Кировска предмет «Историко-бытовой и бальный танец» рассчитан на 5 лет обучения (с 1-го по 5-ый классы), программа 2-го класса распределяется на два года обучения (1-й и 2-й класс), программа пятого года обучения изучается в классе ранней профессиональной ориентации.

Проблемы формирования культуры поведения современного человека чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства, в частности бального танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным, корректным.

Урок по историко-бытовому и бальному танцу строится из двух частей:

1. Изучение элементов.

2. Работа над танцевальными этюдами.

В основу программы вошли бытовые танцы ХVI-ХIХ веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике, такие как полька, полонез, гавот, менуэт, вальс и другие.

С третьего года обучения начинается изучение бальных танцев: фигурный вальс, медленный вальс, вальс-гавот, вальс-мазурка, ча-ча-ча, самба и другие.

Содержание программы даёт преподавателю право на творческий подход ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей.

Урок историко-бытового и бального танца рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 2 академических часа в 1, 2, 3 классе, 1 раз в неделю по 1 академическому часу в 4, 5 классах.

Формы и методы работы

Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек).

Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися.

Основные методы работы:

— наглядный — практический качественный показ;

— словесный — объяснение, желательно образное.

Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзаменах.

При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:

— степень его сложности;

— особенности класса, как исполнительского коллектива.

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

— определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;

— наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний;

— определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закрепление пройденного материала).

При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу.

Требования к музыкальному оформлению урока

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы танцевальные композиции. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т. к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.

Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета, экзамена.

— в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные (открытые) уроки;

— форма и содержание контрольного (открытого) урока определяется преподавателем;

— форма и содержание экзамена определяется преподавателями на методическом совещании в начале учебного года;

— контрольный (открытый) урок, экзамен должен выявить овладение как техникой, манерой исполнения, культурой общения, так и знания музыкального материала различных эпох, стилей, направлений, учащиеся показывают развернутые композиции танцев ХVI-ХIХ веков, а также бальные вальсовые композиции;

— итоги контрольного (открытого) урока, экзамена обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин;

— в соответствии с учебным планом переводные и выпускные экзамены определяются школой искусств самостоятельно на методическом совещании в начале учебного года.

Бальный танец программа для дши

ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ И БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ

программа для хореографического отделения детских школ искусств

(5-летний срок обучения)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа (автор – преподаватель хореографических дисциплин МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» И.Н. Нелюбина) составлена на основе программы «Историко-бытовой танец и современный бальный танец» для хореографических отделений детских музыкальных школ и школ искусств (Министерство культуры РСФСР, Главное управление учебных заведений и научных учреждений, Москва, 1983 г.), в которую автор вносит некоторые изменения, а именно:

  • достаточно подробно написана аналитическая записка, в которой сделан акцент на целевой компонент программы (помимо образовательных задач, обозначены и воспитательные задачи программы), составлен перечень дидактических средств, описаны возрастные особенности учащихся, на которых рассчитана программа, обозначены формы контроля успеваемости и критерии оценки обученности учащихся,
  • в структуру программы включены новые разделы: «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Методические рекомендации», «Список рекомендуемой литературы».

Все обозначенные нами изменения обусловлены новыми требованиями к оформлению программно- методической продукции; они также делают программу удобной для использования в учебном процессе.

Историко- бытовой танец является частью хореографии, предметом в системе хореографических дисциплин ДМШ по обучению хореографическому искусству. Предмет предоставляет возможность практически познать историческое развитие танцев и изучает их в композициях.

Познавательная ценность исторических танцев разных эпох — в их лексико- стилистической точности, подвижности в своем развитии лексики композиций. Общественную значимость танцу как явлению социальному придает широкое его использование в литературе, музыке, театре, опере, балете.

Цель предмета: осмысление и изучение хореографического текста разных эпох.

  • формирование у учащихся представлений об общей картине развития бытовой хореографии, о закономерностях смены одних танцевальных форм другими, более сложными,
  • формирование у учащихся знаний о танцевальной культуре различных исторических эпох,
  • освоение сценической площадки, выработка правдивой манеры исполнения танцев, умения двигаться в различных темпах и ритмах,
  • знакомство с некоторыми танцевальными стилями, подлинными музыкальными источниками,
  • освоение специальных понятий и терминов,
  • изучение быта, костюмов эпохи,
  • развитие координации, музыкальности, выразительности исполнения.
  • формирование у учащихся художественно-эстетического вкуса,
  • развитие творческих способностей,
  • воспитание у учащихся чувства прекрасного, интереса к танцу как потребности воспитания красоты и грациозности фигуры, как условия комфортного самочувствия в обществе,
  • воспитание исполнительской культуры,
  • формирование общественного поведения,
  • формирование нравственных идеалов и качеств, уважения к культурным традициям других народов.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков историко – бытового танца, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. В классе формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества, укрепляются чувства дружбы и взаимопомощи. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • словарь терминов (понятий историко-бытового танца),
  • литература для преподавателей и учащихся,
  • иллюстрации, репродукции,
  • видеофильмы,
  • технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура),
  • оборудование (станок, музыкальный инструмент «фортепиано»).

Контроль успеваемости учащихся на уроках историко- бытового танца.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их развития поставленным задачам обучения.

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков в конце каждой четверти по пройденным разделам программы, как правило, по темам).

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

При оценке знаний и навыков по историко – бытовому танцу преподавателю следует убедиться, что учащийся знает и понимает содержание учебного материала, владеет приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома. Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество выполнения программных движений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по историко- бытовому танцу являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Критерии оценки обученности учащихся.

1. Теоретические знания

Учащийся знает названия всех программных танцев, особенности эпохи, стиля и манеры их исполнения; может грамотно рассказать о каждом из изученных танцев; знает названия всех движений, используемых в различных танцах.

Учащийся не имеет достаточного представления только об одном- двух танцах, либо не может достаточно точно передать содержание какого- либо танца; название движений частично забывает или путает.

Учащийся не знает отличительных особенностей эпох, стилей, путает название движений в различных танцах, не может объяснить манеру исполнения.

Учащийся не знает названия программных танцев, не может рассказать об эпохе, манере и стиле исполнения.

2. Технические навыки учащихся

Технически грамотное, выразительное, уверенное исполнение танцев различных эпох и стилей в правдивой манере.

Технически неточное, но допустимое, исполнение только одного — двух программных танцев.

Учащийся допускает грубые технические ошибки в исполнении программных танцев; неуверенное исполнение.

Рекомендуется не ставить.

3. Музыкальность

Музыкальное исполнение всех программных танцев, точное соблюдение характера, музыкального размера, темпа, метроритмического рисунка танцев.

Не точное, но допустимое, музыкальное исполнение танцев.

Неуверенное музыкальное исполнение движений, танцев, неточные ритмические акценты в движениях.

Рекомендуется не ставить.

  1. контрольный урок (проводится в конце каждой четверти).
  2. зачет (проводится в конце 5 года обучения).

Программа рассчитана на 5-летний срок реализации и определяет объем учебных часов в неделю: два академических часа — 1,2,3 годы обучения; один академический час- 4, 5 годы обучения.

В ДШИ историко – бытовой танец преподается учащимся младшего школьного и подросткового возрастов.

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Он может, в известных пределах, понимать услышанное и увиденное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничена. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.

Воображение- один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во – первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во- вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В — третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и воспитательной работе.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

Подросток — это быстро развивающийся человек. Основное содержание данного возрастного периода – переход от детства к взрослости. Он характеризуется перестройкой организма, самосознания, интересов. В подростковом возрасте закладываются основы, и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Подростковый возраст связан и с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

Специфика предмета «Историко-бытовой танец» для младшего и среднего школьного возраста заключается в том, что требует от ребенка физических и эмоциональных усилий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы.

Оканчивая курс, учащиеся хореографического отделения должны:

  • стать грамотными исполнителями историко-бытового танца, обладать развитым художественным вкусом,
  • уметь самостоятельно оценивать выразительность исполнения, аргументировать свои оценки,
  • обладать культурой поведения и общения (уметь вести себя в обществе, обладать навыками вежливости),
  • иметь представление о бытовых танцах XVI-XIX веков (бранль, павана, менуэт, гавот, полонез, вальс, мазурка, алеман, экосез, французская кадриль и др.), знать характерные особенности их музыки и танцевальной лексики, точно исполнять графические рисунки,
  • иметь представление о танцах XX века, созданных на основе народных — российских и зарубежных — танцев («Русский лирический», «Сударушка», «Рилио» и др.), а также о современных бальных танцах (самба, ча-ча-ча, румба, джайв, медленный вальс, медленный и быстрый фокстрот), уметь музыкально, грамотно, выразительно исполнять танцы различных эпох и стилей в правдивой манере,
  • уметь определять на слух: танцевальные жанры, темп, характер мелодии, строение музыкального произведения,
  • владеть умениями ансамблевого исполнения (согласованные движения в паре и коллективе),
  • грамотно и элегантно исполнять поклоны и реверансы разного времени.

Бальный танец программа для дши

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

в области «Хореографического искусства »

по учебному предмету

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, овладение основными движениями и фигурами бального танца; развитие общей культуры личности путём приобщения ребёнка к хореографии

бального танца; развитие двигательных, координационных и музыкальных данных детей;

Разработчик : преподаватель хореографического отделения Сайфутдинова А.З

Рецензент : преподаватель хореографического отделения Рахимова Г.Х

Рецензент : преподаватель хореографического отделения Гайнанова А.Ш

Структура программы учебного предмета

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Список рекомендуемой методической литературы

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа «Бальный танец» имеет художественно-эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Занятия по данной программе приобщают обучающихся к пониманию искусства танца, и знакомит с богатой и разнообразной художественной культурой современности, способствуют формированию художественного вкуса, культуры общения, способности к самовыражению в танце. Дает возможность обучающимся практически познать историческое развитие танца на композициях XX века. Средствами бального танца у детей формируется культура поведения и общения, прививается навык вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным, корректным.

  1. Срок реализации учебного предмета «Бальный танец»

Срок реализации данной программы составляет — 3 года. Возраст обучающихся с 9-10лет.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета, с нагрузкой 1 часа в неделю .

МАУДО Детская школа искусств
Хореографическое искусство. Срок обучения 3 года.

Количество учебных часов в неделю

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Продолжительность урока — 40 минут.

5. Цели и задачи учебного предмета «Бальный танец»

Цельучебного предмета «Бальный танец» :

формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи учебного предмета «Бальный танец»:

  • знакомство с историей и особенностями бального танца;
  • знакомство с понятиями и терминологией;
  • овладение основными движениями и фигурами бального танца;
  • развитие общей культуры личности путём приобщения ребёнка к хореографии
  • развитие двигательных, координационных и музыкальных данных детей;
  • развитие воображения через умение сформировать танец на основе простейших
  • формирование коммуникативной культуры через знание и умение

взаимодействовать с партнёрами на танцевальной площадке;

  • формирование навыков творческой деятельности у учащихся, проявляющих
  • оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата ребёнка;
  • совершенствование психомоторных способностей детей;
  • развитие творческих и созидательных способностей детей;

6. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

— словесный (объяснение, разбор, анализ);

— наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);

— практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

— аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

— индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  • балетные залы имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол )
  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в

балетном классе и звуковоспроизводящей аппаратуры ;

  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,

видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
  • •учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

II. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Школа бального танца

Тема 1.1. Школа бального танца.Детские массовые танцы.

Тема 1.2. Школа бального танца. Народные танцы

Тема 1.3. Школа бального танца. Историко-бытовые танцы.

Раздел 2. Бальные танцы. Европейская программа.

Тема 2.1.Медленный вальс. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Тема 2.2. Венский вальс. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Тема 2.3. Танго. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Тема 2.4.Медленный фокстрот. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Тема 2.5. Квикстеп. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Раздел 3. Бальные танцы. Латиноамериканская программа.

Тема 3.1.Самба. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Тема 3.2.Ча-ча-ча. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Тема 3.3.Румба. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Тема 3.4.Джайв. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Тема 3.5.Пасодобль. Происхождение, отличительные особенности. Основные элементы.

Итого : 99часов

1 год обучения

Раздел 1. Школа бального танца.

Тема 1.1. Детские массовые танцы.

Задачи: Обогатить танцевальный опыт детей. Научить исполнять простые танцевальные композиции. Научит ориентироваться в пространстве класса и сцены. Исполнять танцы по окружности: по линии танца (против часовой стрелки), против линии танца (по часовой стрелке); линейные.

Знать положения в паре: лицом друг к другу (закрытое), спиной друг к другу (противоположное), лицом в противоположных направлениях (боковое), друг за другом (теневое).

Примерный репертуар: «Прогулка», «Вару-Вару», «Разрешите пригласить», «Веселые ковбои»

Тема 1.2. Народные танцы.

Задачи: Обогатить танцевальный опыт детей на материале простейших народных танцев. Продолжать работать над ориентировкой в пространстве класса и сцены. Осваивать различные положения в паре.

Примерный репертуар: «Сударушка», «Рильё», « Полька Янка», «Русский лирический», «Сиртаки».

2 год обучения

Тема 1.3. Историко-бытовые танцы.

Задачи: Дать первоначальное понятие о бальных и историко-бытовых танцах. Обогатить танцевальный опыт детей на материале простейших историко-бытовых танцев. Продолжать работать над ориентировкой в пространстве класса и сцены. Осваивать различные положения в паре. Развивать умение работать в паре. Держать дистанцию.

Примерный репертуар: «Фигурный вальс», «Полонез», «Падеграс», «Полька»

3 год обучения

Введение: Бальный танец. Взаимосвязь историко-бытового, классического, эстрадного, дуэтного, народно-сценического танца с бальной хореографией. Условное деление современной бальной хореографии: танцы, созданные на классической основе и историческом наследии; танцы, созданные на основе стилизации и интерпретации танцевального народного творчества; танцы: Европейской и Латиноамериканской программ. Популярные танцы XX века.

Раздел 2. Бальные танцы. Европейская программа.

Тема 2.1.: «Медленный вальс».

2.1.1. Возникновение танца. Развитие танца. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца.

2.1.2. Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение корпуса, рук ног и головы в паре.

2.1.3. Изучение основных элементов и фигур танца:

  • «Закрытые перемены с ПН и ЛН».
  • «Правый поворот».
  • «Левый поворот».
  • «Правый спин поворот».
  • «Виск».
  • «Шассе из ПП».

2.1.4. Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.

Раздел 3. Бальные танцы. Латиноамериканская программа.

Тема 3.1. «Самба».

3.1.1. история возникновения танца. Развитие танцевальной лексики. Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические особенности танца.

3.1.2. Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук, ног, корпуса, головы в паре. Работа стопы. Подъем и снижение корпуса.

3.1.3. Изучение основных элементов, и фигур танца:

  • Основное движение».
  • «Поступательное основное движение».
  • «Виски влево и вправо».
  • «Самба ход на месте».
  • «Самба ход в ПП».
  • «Боковой самба ход».
  • «Левый поворот».
  • «Ботафого с продвижением».
  • «Вольта с продвижением влево и вправо».
  • «Вольтовый поворот на месте для дамы влево и вправо».
  • «Сольная вольта на месте влево и вправо».
  • «Ботафого в теневой позиции».
  • «Ботафого в ПП и ОПП».
  • «Крисс кросс».

3.1.4. Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся .

Пройдя все этапы образовательного процесса по данной программе, учащиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:

  • Знать историю происхождения бальной хореографии;
  • Навыкиисполнение не сложных танцевальных композиций;
  • Овладеть манерой исполнения различных бальных танцев
    • Уметь безошибочно определять и различать танцы бальной программы;
    • Развить актерское мастерство;
    • Развить свои природные, танцевальные способности;
    • Научатся приемам сольной работы, самостоятельности, самоконтроля;
    • Научатся терпению, трудолюбию, дисциплинированности.
  • Знатьосновную танцевальную терминологию, музыкально-ритмическую характеристику изученных танцев;
  • Уметьориентироваться в пространстве, исполнять изученные танцевальные движения;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Оценка качества реализации программы » Историко-бытовой танец » включает в себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

V. Список рекомендуемой методической литературы

1.Бекина С.И. и др. «Музыка и движение», М., 2000 г.

2.Боттомер У. «Учимся танцевать», «ЭКСМО-пресс», 2002 г.

3.Г.Говард «Техника Европейского бального танца», «Артис», М. 2003 г.

4.Динниц Е.В. «Джазовые танцы», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

5. Кауль Н. «Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2004 г.

6. Лерд У. «Техника Латиноамериканского бального танца», «Артис», М. 2003 г.

7.Подласый И.П. «Педагогика: В 2 кн.», «Владос», 2003 г.

8.Реан А.А. и др. «Психология и педагогика», «Питер», 2004 г.

9.Браиловская Л. В. «Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2003 г.

10.Ермаков Д.А. «Танцы на балах и выпускных вечерах», ООО «Издательство АСТ», 2004

11.Ермаков Д.А. «От фокстрота до квикстепа», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

12.Ермаков Д.А. «В вихре вальса», ООО «Издательство АСТ», 2003 г.

13.Рубштейн Н. «Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым», М.,2000 г.