Какие бывают танцы? Название видов танцев

Для выражения переполнявших их эмоций и чувств, ожиданий и надежд, наши древние предки использовали ритмичные ритуальные пляски. По мере развития самого человека и социальной среды, его окружавшей, появлялось все больше различных танцев, становившихся все более сложными и изысканными. Сегодня даже специалисты не смогут указать название видов танцев — всех, исполняемых людьми на протяжении веков. Однако танцевальная культура, пройдя через столетия, активно развивается. На основе народных и классических появляются новые и современные стили и направления.

Что это такое?

Прежде чем рассмотреть, какие бывают виды танцев, давайте уточним, а что же это на самом деле такое? Самое недолговечное и сложнейшее из видов искусства, в котором человеческое тело и его пластические возможности используются для создания уникального образа, – это танец. Он невозможен без личности артиста и музыки. Исполнитель, отталкиваясь от содержания музыкального произведения, выстраивает «картину» танца и воплощает свое видение и чувственное восприятие в движении. Это действо может использоваться как способ социального общения и самовыражения, состязательная спортивная дисциплина и часть религиозного культа, а также как показательный вид искусства, которое постоянно развивается и видоизменяется. В нем появляются все новые стили и формы, разные виды танцев, многообразие которых даже специалистов ставит в «тупик».

История появления

Самыми первыми танцами людей были ритуальные, исполняемые ими в надежде на удачную охоту или обильный урожай, исцеление больного или победу в войне. С течением времени ритмичные движения подвергались обобщению, что послужило началом формирования искусства этнического направления, имеющего у каждого из народов свои особенности и традиции. Все многообразие танцевальных па произошли от основных видов человеческих движений – бега, ходьбы, прыжков, раскачиваний и поворотов. Со временем появились следующие виды народных танцев: бытовые (для себя), а также исполняемые напоказ – культовые и сценические.

Основные направления

Среди существующих сегодня разнообразных танцевальных стилей и направлений можно назвать следующие, наиболее популярные и известные:

В этой статье рассмотрим более подробно, какие бывают виды танцев в современном хореографическом искусстве.

Начало и середина XX столетия

Подобное подразделение на два этапа, не случайно. По мнению многих исполнителей начала прошлого столетия, танец как вид искусства должен был отображать новую реальность, а не придерживаться «застывших» во времени канонов старых балетных школ. В это время возникают такие хореографические направления, популярные и сегодня, как:

  1. Свободный танец.
  2. Модерн.
  3. Буто.
  4. Контемпорари (контемп).
  5. Джаз-модерн.

Остановимся подробней на каждом из них, так как они оказали большое влияние на становление и развитие многих стилей и направлений современного танцевального искусства.

Свободный танец

Это прежде всего особое мировоззрение исполнителя, сформировавшееся под воздействием идей Ницше. Исполнитель, отрицая канонические правила балетной хореографии, стремился соединить танец и реальную жизнь, проявляя себя в качестве раскрепощенного духа творчества. Именно на основе свободного стиля зародились и развились такие направления, как модерн и буто, джаз-модерн и контемп.

Возникшее в начале века, это танцевальное направление сегодня очень популярно и является одним из ведущих в западной хореографической школе. Так же как и свободный танец, модерн отрицает любые балетные нормы и стремится воплотить на сцене разнообразные формы, используя новые оригинальные методы. Для него характерна смысловая наполненность, широкая амплитуда движений, высокие прыжки и гибкость, несвойственные для балетной хореографии «ломаные» позы и движения, разнообразные скручивания.

Contemporary dance

Вполне обоснованно можно говорить о том, что такие популярные в конце XIX и начале XX века стили, как свободный танец и модерн, послужили основой для формирования такого направления как контемпорари (контемп). Этот танец, как вид искусства, предлагает танцору посредством различных хореографических стилей максимально полно продемонстрировать в импровизации все имеющиеся у него внутренние эмоции и ресурсы.

Джаз-модерн

Основной чертой этого направления является соединение джазовых импровизационных ритмов и энергии, координации и работы с телом и дыханием исполнителя модерна, а также движений, присущих классической балетной школе. Таким образом, тело танцора джаз-модерна становится еще одним музыкальным инструментом, проявляющим мелодию посредством пластики собственного тела.

Это одна из самых молодых танцевальных техник, появившаяся в пятидесятых годах XX века в Японии. Буто, несмотря на довольно долгое существование, и сегодня остается для людей западного мира наиболее сложным для понимания. В его основе лежат культурные, философские, религиозные и эстетические ценности Страны восходящего солнца. Этот танец стремится показать приземленность обыденной жизни обычного человека, а также осмыслить и продемонстрировать тело и его возможности в пространстве и времени.

Современный танец конца XX и начала XXI века

Все многообразие современных нам танцев можно, конечно же условно, подразделить на две большие группы:

Какие же принято считать уличными, а какие клубными? Чем они различаются? Давайте разбираться.

Street dance

Хип-хоп и Krump, поппинг и локкинг, брейк-данс и C-walk – все это название видов танцев, «рожденных» не на сценических площадках и в хореографических студиях, а на улицах и во дворах мегаполисов, дискотеках и клубах. В большинстве своем они базируются на хип-хопе. В уличном стиле исполнитель не ограничен какой-либо формой и может смело импровизировать и экспериментировать, создавая индивидуальный и неповторимый рисунок движений, а также взаимодействовать как с другими танцорами, так и с публикой. В «чистом» виде встречаются они крайне редко, да и по большей части стали исполняться в клубах, а не на улицах, из-за чего часто попадают в категорию клубных. Вот наиболее популярные и распространенные направления:

  • Нью-стайл (NewStyle).
  • Krump – сокращение от Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise, означающее «Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы».
  • Локинг (Locking).
  • Поппинг (Popping).
  • LA-Style.
  • Crip walk (C-walk).
  • R&B.
  • Брейк-данс.
  • Хип-хоп (Hip-Hop).

Клубные танцы

Это темпераментная, яркая и невероятная смесь разнообразных современных стилей позволяющая выразить себя в движении. У всех, как говорится, «на слуху» название видов танцев этого направления:

  • Тектоник или electro dance.
  • Jazz-Funk (джаз-фанк).
  • House (хаус).
  • Jumpstyle (джампстайл).
  • Melbourne shuffle (шаффл).
  • Waacking (вакинг).
  • Go-Go (клубное Гоу).
  • Square dance (сквэр данс).
  • DnBstep.
  • Ragga (рагга) и многие другие.

Невозможно перечислить все виды танцев. Список названий современных стилей и направлений постоянно изменяется и дополняется. Сегодня танцы — это не только пластичное искусство, но и довольно распространенный вид спорта.

Спортивные танцы

Если в прежние времена танцы воспринимались только как вид искусства, то усложнение технических и хореографических требований к исполнению привело к необходимости отличной физической формы тех, кто этим занимается. Сегодня основные виды спортивных танцев – это, прежде всего, бальные. Их особенностью является исполнение партнерами набора определенных обязательных движений и фигур под заранее заданную музыку. Оцениваемые на соревнованиях бальные спортивные танцы состоят из трех частей: обязательной, оригинальной и произвольной.

С течением времени появляются все новые музыкальные и хореографические стили и направления. И теперь такие современные виды спортивных танцев, как брейк или локинг, джампстайл или pole dance (танцы на шесте), привлекают все больше поклонников из разных возрастных групп. Для участия в соревнованиях по этим направлениям спортсменам необходима не только отличная хореографическая, но и физическая подготовка. Тем же, кто не стремится выиграть международные соревнования, а старается поддерживать собственное тело в хорошей форме, можно порекомендовать фитнес-занятия в различных танцевальных техниках. Тверк, high heels, гоу-гоу, стрип-пластика, танец живота, зумба, sexy R&B, рагга, бути-дэнс – вот наиболее востребованные у прекрасного пола виды танцев. Девушек привлекает в них не только возможность скорректировать фигуру, но также улучшить пластику и повысить собственную самооценку.

Венгерский бальный

Автор – И.М. Диментман.

Танец сочинен в середине 40-х годов XX века.

В 2014 г. автору этого сайта досталось настоящее сокровище: описание танца «Венгерский бальный», сделанное самим автором танца — Изабеллой Моисеевной Диментман. Это описание передал мне Даниил Борисович Дриганта, ученик Диментман И.М.

Авторское описание танца занимает 17 страниц машинописного текста и включает в себя рекомендации по разучиванию танца, описание подготовительных упражнений, отдельных танцевальных элементов, фигур танца и описание полной композиции танца.

Привожу ниже полностью весь авторский текст описания танца «Венгерский бальный» (с огромной благодарностью Даниилу Борисовичу за сохранение этого раритета).

Авторское описание танца

ВЕНГЕРСКИЙ БАЛЬНЫЙ

Бальный танец на тему венгерских танцев. В танце использованы движения венгерских танцев в форме, доступной для широких масс любителей танцев.

Состоит танец из двух частей. Первая часть более медленная, но темпераментная, вторая — постепенно убыстряющаяся и скорая.

Характерным является то, что вступление перед началом танца, состоящее не только из музыкальной части, но и танцевальной, в свою очередь является завершением всего танца и используется в конце его. Эта фигура, которую условно назовем «Вступлением» и в самом начале идет как приглашение к танцу является и оригинальной частью. Сколько бы раз не исполнялся танец, это «Вступление» завершает произведение.

Небольшое вступление имеется при переходе от первой части танца ко второй.

Весь танец исполняется четко и темпераментно.

Музыкальный размер первой части танца 4/4, второй части — 2/4.

Первая часть танца занимает 16 тактов музыки, вторая — 32 такта.

Разучивая «Венгерский бальный» танец, следует, как обычно, выучить те основные движения, которые входят в фигуры танца. Разучивая их постепенно, соединяя между собой, преподаватель компонует фигуры танца. Такой путь разучивания дает возможность хорошо усвоить танец, его технику движений и выразительные средства.

Можно рекомендовать начинать разучивание не с первых движений и фигур танца, а с тех, которые встречаются позднее. Например, с движения, носящего название «Ключ». Затем — «Боковые шаги с ударом». Соединяя их между собой, мы получаем одну из фигур первой части танца.

После этого начинает разучиваться «Венгерский ход», хотя танец начинается именно с этого движения.

Вступление, идущее в самом начале танца, изучается в конце всей композиции.

Многие движения в начале идут как упражнение, а затем, прибавляя последующие технические детали движений, полностью компонуется нужная фигура танца.

Рекомендации по изучению

Построить группу по линиям, в шахматном порядке и лицом к преподавателю, оставив при этом учащихся в парном соединении. Все девушки справа от партнера.

Примечание: Всякое упражнение в самом начале будет разучиваться индивидуально, а затем учащиеся будут проделывать движение в парах.

Упражнение 1. Движение рук

Упражнение 1А.

Исходное положение: ноги вместе, руки опущены, корпус подтянут.

Сценарий танцевального вечера «Пушкинский бал»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Пушкинского бала 2014 года, посвящённого году Культуры России

Цель: формирование духовно-нравственной культуры учащихся.

расширить представление о досуговой культуре пушкинской эпохи и её отражении в творчестве поэтов 19 века;

формировать коммуникативные навыки;

развивать эстетический вкус;

вырабатывать танцевальную культуру;

прививать навыки этикета в межличностном общении.

Сцена украшена большим портретом А.С. Пушкина, на ней небольшой столик с канделябрами, стилизованный под 19 век, на столике книги А.С. Пушкина, в том числе роман «Евгений Онегин». В зале – выставка поделок, чайный стол, плакаты на тему «Осень. Поэзия, Пушкин»

Аппаратура: микрофоны, компьютер, проектор.

Участники: учащиеся 9 – 11 классов (основной состав), представители среднего звена (гости); педагоги школы, родители, члены молодёжного объединения «Свет»

Ведущий (С.): Добрый вечер, дамы и господа! Сегодня вы станете участниками пушкинского бала, на котором узнаете об одной из организационных форм светского общения пушкинской эпохи – дворянском бале.

Ведущий (И.): На чайном столе лежит альбом, куда вы можете занести свои отзывы. Они могут быть в форме рисунка, стихотворения, краткого изречения и т. д. В альбоме можно рисовать шаржи, писать экспромты на темы осени, Пушкина, бала. Единственное условие: не допускаются оскорбительные, недоброжелательные, пошлые слова, рисунки и тому подобные вещи.

Ведущий (С.): Мы назвали бал Пушкинским, поскольку он проходит осенью, а это любимое время года поэта. К тому же 2014 год – год культуры Росси, а разве можно представить нашу культуру без Пушкина. Сам поэт светскую жизнь знал не понаслышке и удивительно точно воспроизвёл её в романе «Евгений Онегин»

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь.
Блеснуть, пленить и улететь…

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд

Ведущий (С.): Балы начали устраивать по приказу Петра I с 1718 года; они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. Как и в петровские времена, бал в пушкинскую эпоху был призван формировать культуру общения «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения. Поэтому бал имел строгую последовательность частей, устойчивые и обязательные элементы.

Ведущий (И.): Бал в эпоху Пушкина начинался польским полонезом. Это торжественный танец-шествие, в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Он придавал особую возвышенность и торжественность бальному вечеру. Не будем нарушать традиций и мы. Нашу танцевальную программу открывает полонез. Роль танцмейстеров на нашем бале исполняют Елена и Владимир Зябловы.

Ведущий (И.): Танцы были основным стержнем вечера, задавали тон беседы. Поэтому обучение танцам входило в обязательную программу дворянского воспитания. Обучение танцам начиналось рано: с пяти-шести лет. Пушкин начал учиться танцам уже в 1808 году. До поступления в Лицей он с сестрой посещал танцевальные вечера у Трубецких, Бутурлиных, Сушковых, а по четвергам ездил на детские балы московского танцмейстера Иогеля. На этих балах танцевала героиня Л.Н. Толстого Наташа Ростова.

Ведущий (С.): Раннее обучение танцам было мучительным и напоминало жёсткую тренировку спортсмена или обучение солдата усердным офицером. Однако длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и независимость в постановке фигуры, что определённым образом влияло и на психический строй человека: он чувствовал себя уверенно в условном мире светского общения. Изящество, являющееся в точности движений, было признаком хорошего воспитания.

Ведущий (И.): Любой бал начинался с приглашения. “Бывало, он еще в постеле, ему записочки несут. Что, приглашенья? В самом деле, три дома на вечер зовут – там будет бал, там детский праздник”. Приглашения на бал не могли посылаться в день бала – адресаты должны были получить их за три недели и составить ответ – будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: “Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскарад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов”. Впрочем, вся остальная информация была излишня – все и так знали прочие бальные условности.

Ведущий (С.): Второй бальный танец – вальс. Пушкин назвал его «однообразный и безумный». Эти эпитеты имеют не только эмоциональный смысл» Однообразный», поскольку вальс состоял из одних и тех же повторяющихся движений, а в 19 веке его танцевали не в три па, как сейчас, а в два.
Ведущий (И.) В то же время вальс считался довольно вольным танцем. Герой Гёте Вертер считал вальс настолько интимным танцем, что клялся, что не позволит своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя. Вот отчего поэт называет вальс «безумным». Нашу танцевальную программу продолжает вальс «Карусель дам».

( Вальс «Карусель дам»)

Ведущий (С.): На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры — во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды, и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Ведущий (И.): Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором — например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми — главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений — подвеска на шее, скромный браслетик.
Ведущий (С.): Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Ведущий (И.): Центр бала, его кульминацию составляла мазурка, которая танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами. Мало кто знает, что мазурка – это разновидность польки, любимейшего танца славян. Однако родина польки совсем не Польша, а Чехия. Дело в том, что слово «половина переводится на чешский язык как «полька». Половина – значит, полушаг, это и есть ключевое движение нашего азартного танца.

Итак, полька «Дружба»!

Ведущий (С.): Какие же элементы светского этикета, необходимы для участия в бале? На официальную церемонию не опаздывают — это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.
Ведущий (И.): На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.
Ведущий (С.): При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.
Ведущий (И.) Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.
Ведущий (И.): На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.
Ведущий (И.) Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Ведущий (С..): А в нашей танцевальной программе снова вальс. Теперь – испанский.

Ведущий (И.) Во время бала проводились игры и забавы. Одной из любимых игр была игра в фанты. Приглашаем поиграть наших гостей, учащихся 5 – 8 классов. (Игру проводит Ворошнина А.В.)

Ведущий (С..): Наш бал в самом разгаре. Танцевальную программу продолжает весёлая «Полька-тройка»

Ведущий (И.) Молодой человек, принимая приглашения на бал, брал вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падала на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, было крайне неприлично. Напротив, кто хотел сделаться любимцем общества, тот должен был всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Ведущий (С..): Промах в танцах на балу мог стоить молодому человеку карьеры. Было весьма постыдным сбиться с такта.

Ведущий (И.): Существовали строгие правила приглашения на танец. Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: “Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами – одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?”

Ведущий (С..): Дама имела право отказать, если: а) кавалер был без перчаток; б) она хотела пропустить танец – не танцевать, а отдохнуть; в) она уже обещала этот танец другому; г) она уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец. В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Ведущий (И.): Перед началом танца кавалер делает поклон своей даме.

Ведущий (С..): Дама же отвечает кавалеру реверансом или просто красивым поклоном.

Ведущий (И.): По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил или же куда укажет сама провожаемая, попутно благодаря ее за честь, которую та оказала, танцуя с ним в паре.

Ведущий (С..): Следует отметить, что танцевать 2 танца подряд с одной и той же дамой – неуважение ко всем остальным.

Ведущий (И.): Вашему вниманию, дорогие гости предсавляется танец «Марш мира»

Ведущий (С..): Московские балы называли «ярмарками невест», ведь именно на балу замечает Татьяну Ларину её будущий муж генерал.

Ведущий (И.): Потенциальному жениху увидеть на балу красивую девушку – еще пол проблемы. Незнакомец не мог приглашать девушку на танец, вдруг он шалопай какой-то или не обладает должным статусом и этим её скомпрометирует.. Молодые люди должны были быть заранее представлены родителям девушки и ей. Это мог сделать любой общий знакомый, которому родители доверяли. В крайнем случае, молодой человек мог представиться и сам, но подобный поступок считался ко многому обязывающим, так как демонстрировал явный интерес к девушке.
Только после соблюдения всех формальностей молодой человек мог подойти к девушке и с поклоном поинтересоваться: «На какой танец с вами я могу надеяться?».

Ведущий (С..): Обычно на балу девушка могла иметь в руках три предмета: веер, маленький букетик цветов и записную книжечку, называемую «агенда», которая служила для записей танцев. Порядок танцев на балу был заранее занесен в агенду, оставалось её открыть и сказать молодому человеку: «У меня свободен вальс, предлагаю его вам». Отказ при незанятом танце считался неприличным. В крайнем случае, можно было отказаться перед самим танцем, сославшись на утомленность или что-то еще, но при этом следовало предложить молодому человеку занять место рядом с собой, чтобы в течение этого танца он мог развлекать даму разговором. Этим многие девушки пользовались, так как во время танца поговорить невозможно, а общаться с молодым человеком наедине не позволял этикет

Ведущий (И.): А в нашей танцевальной программе – «Менуэт Московский». Менуэт — старинный народный французский грациозный танец , названный так вследствие своих мелких па . Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату . С XVII века в качестве бального танца широко распространился по всей Европе. До появления Полонеза именно менуэтом открывался бал.

Метет поземка. Поздний час.
Фонарь летит во мглу.
Сегодня Пушкин в первый раз
Танцует на балу.
Ведущий (И.):

Пока расседланный Пегас
Прилег в своем углу,
Влюбленный Пушкин в первый раз
Танцует на балу.

Еще не судит: прав-неправ –
Надменная толпа.
Его, на цыпочки привстав,
Ведет сама судьба.
Ведущий (И.):

Его кружит водоворот
Прекрасных женских глаз.
И Пушкин – шаг и поворот –
Танцует в первый раз.

А впереди еще метель,
Кавказ и Петербург,
Любовь Натальи и дуэль,
И плачущий хирург.
Ведущий (И.):

А впереди непостижим
Кладбищенский покой.
А впереди любовь и жизнь
За бронзовой строкой.

Ведущий (С..): Наш пушкинский бал подходит к концу. И завершает его относительно молодой бальный танец, появившийся в начале 20 столетия – Па-де-грас.

Ведущий (И.): Слово для вручения наград участникам бала предоставляется зам. директора по внеклассной работе Крыниной Н.А. (Вручаются награды за выставку, подготовку к балу активным участникам)

Ведущий (С..): Не забудьте оставить свой отзыв в нашем альбоме.