Танцы двадцатого века.

Двадцатый век. Влияние афроамериканского и латиноамериканского танца охватывает весь 20 в. Эстрадный танец, поддерживаемый растущим интересом к джазу, перемещается из ночных клубов и театральных водевилей в американские мюзиклы и на концертные подмостки. В кинематографе его главным популяризатором становится Фред Астер.

Бальный танец. Тёрки-трот, ту-степ, бостон и шоттиш («шотландский танец») появляются в танцевальных залах вскоре после 1900. В 1912–1914 Вернон и Ирен Кастл переработали эти танцы, придав им большую утонченность, в свой собственный кастл-уок, за которым последовали кастл-полька и вальс с задержкой (hesitation waltz). В 1910 из Аргентины приходит танго, и его исполнение дуэтом Кастл обеспечивает танцу грандиозную популярность. Эта пара создала также ранний фокстрот, в основе своей простой ту-степ («в два шага»), хотя существует и более быстрый его вариант «в один шаг» (уан-степ).

[stextbox id=»download» caption=»Для просмотра видео на сайте» collapsed=»false» color=»000000″ ccolor=»ffffff» bgcolor=»f7cdf5″ cbgcolor=»f844ee» bcolor=»f844ee» image=»http://www.alldanceworld.ru/wp-content/plugins/wp-special-textboxes/images/heart.png»]вам нежно установить флэш плеер для браузера, скачиваем отсюда Flashplayer 10.[/stextbox]

В середине 1920-х годов после пасодобля, пибоди и уан-степа стиль джаза «диксиленд» помог выйти на первое место чарлстону. Однако к концу десятилетия чарлстон, как и блэк-боттом, надоел публике, и ок. 1930 новую сенсацию произвела кубинская румба, а затем конга (танец по принципу «повторяй за лидером»). Конгу, в свою очередь, вытеснила самба и снова чарлстон в 1940-х годах.

Тем временем из Англии пришел ламбет-уок, исполняемый в небрежно-изящной, чуть напыщенной манере, а импровизации свинга породили джиттербаг. Танец биг-эппл (буквально «большое яблоко» – одно из названий Нью-Йорка), популярный в 1930-х годах, был соединением таких па джиттербага, как «шэг» (shag – «лохматый» или «неряшливый»), «тракинг» (truck – тащиться), «пекинг» (peck – клевать), и «Сьюзи-Кью». За этим танцем впоследствии последовал другой, под названием «пилинг зе пич» (peeling the peach – «снимая кожицу с персика»). Многие из этих форм затем объединились в «линди», танце, популярном в период Второй мировой войны.

К концу войны из Латинской Америки пришла мамба. Постоянно рос интерес к таким танцам, как калипсо и рок-н-ролл. Конец 1950-х и начало 1960-х годов были временем ча-ча-ча, пока в моду не вошел твист. Танцы 1960-х годов представляли собой сольные танцы, в которых партнеры танцуют на некотором расстоянии, не касаясь друг друга, причем движения, рисунок и ритм у каждого может быть свой.

Балет. В 20 в. классический балет подвергся многочисленным модификациям. В него влились новые направления, прежде всего благодаря деятельности антрепризы С. П. Дягилева, привлекавшей новые таланты и поощрявшей новые, экспериментальные идеи. Главными новаторами были И. Ф. Стравинский и В. Ф. Нижинский. В Англии огромное значение имела деятельность Мари Рамбер: она находила и воспитывала талантливых танцоров, благодаря которым Англия впоследствии заняла видное место в балете 20 в.

С труппой «Американ балле тиэтр» работали Энтони Тюдор, в чьих постановках отразился психологизм 20 в., и Джером Роббинс, который вводил в хореографию джазовые элементы. Рут Пейдж, Юджин Лоринг и Агнес де Милль впервые использовали в балете образы американского фольклора. Джордж Баланчин в качестве художественного руководителя и главного хореографа труппы «Нью-Йорк сити балле», развивая традиции классического наследия, одновременно демонстрировал, что ему не чужды угловатые ритмы и диссонантные звучания нашего времени.

В 1927 известный теоретик танца Курт Йоосс первым предложил, чтобы танцовщик стиля модерн обратил внимание на установки классического танца, а балетный танцовщик воспринял некоторые новации танца модерн.

Танец модерн. Америка и Германия были в первые два десятилетия 20 в. теми странами, где классический балет не успел пустить прочных корней. Айседора Дункан еще на рубеже веков взглянула на искусство танца с иных позиций и стала создательницей новых его форм. Чтобы раскрепостить дух, она освободила тело от сковывавших его викторианских чопорных запретов. Дункан давала сольные танцевальные представления, отмеченные глубоким лиризмом, как бы антитеатральные, но при этом обладавшие большой драматической выразительностью. Ее искусство было в высшей степени индивидуальным, вытекавшим из ее особого дара, из особой притягательности ее личности. Она избавила танец от функции развлечения и вернула его к функции самовыражения.

Наибольший успех Дункан имела в Германии, там развернула свою деятельность и ее последовательница Мари Вигман. Форма хореографии у Вигман тесно связана с понятием пространства. Оригинальные черты хореографии Вигман, резко отличавшие ее от классического балета, – мрачная тональность, постоянное использование поз на полу, которыми часто завершались ее танцы, что символизировало тяготение, возвращение к матери-земле. Наряду с Мари Вигман и теоретиком Рудольфом Лабаном большими творческими достижениями отмечен путь еще одного немца – Курта Йоосса. Его антивоенный балет Зеленый стол – танец смерти стал одним из выдающихся достижений той эпохи.

Марта Грэхем в Америке тоже создала собственный хореографический словарь, главным элементом которого стал, в частности, охватывающий все тело механизм, по ее терминологии, «усилия» («contraction») и «расслабления» («release»). Техника Грэхем ныне принята во всем мире. Хотя первые ее работы были связаны с американскими фольклорными мотивами, наибольшую известность принесли Грэхем постановки, посвященные необыкновенным женщинам – героиням европейской истории (Жанна д’Арк), античной мифологии (Клитемнестра, Иокаста), Библии (Юдифь).

Среди других первопроходцев танца модерн в Америке в конце 1920-х можно назвать Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана. Как и Марта Грэхем, они начали свой путь в школе «Денишоун», которая, как и одноименная труппа, была основана Рут Сен-Дени и Тедом Шоуном. Они ставили представления на ацтекские, индийские, египетские, испанские и восточные темы; их танец был одушевлен религиозным трепетом, выражавшимся у Сен-Дени в визуализации внутреннего мира человека, а у Шоуна – в подчеркнутой мужественности его героев. Школа «Денишоун» породила американское направление танца модерн и воспитала таких лидеров этого направления, как Грэхем, Хамфри и Вейдман. Репертуар труппы Хамфри – Вейдмана включал ряд шедевров своей эпохи, например, Трясуны (The Shakers) и Новый танец (New Dance) Хамфри; Город Линч (Lynch Town) и Разделенный дом (A House Divided) Вейдмана. Позже Вейдман прославился своими юмористическими постановками, в частности базирующимися на притчах Джеймса Тюрбера. Уйдя со сцены в 1945, Хамфри продолжала плодотворную деятельность как хореограф и педагог в труппе Хозе Лимона. Сам Лимон не был выдающимся новатором, но его постановки демонстрировали убедительное слияние танца, драмы и музыки, а также неприязнь к самодовлеющей технической виртуозности. Среди его удачных работ – Павана мавра (основанная на сюжете шекспировского Отелло) и Missa brevis.

Хореограф с восточного побережья США Лестер Хортон (ум. 1953) создал ряд оригинальных постановок для возглавлявшейся им труппы. Хелен Тамирис тоже принадлежала к числу хореографов-экспериментаторов раннего периода танца модерн. Свидетельством искренности и простоты ее манеры могут служить Негритянские спиричуэлс. В 1940-х годах она приобрела известность как хореограф мюзиклов, но позже вновь обратилась к танцу модерн.

В течение 1930-х и 1940-х годов наивысшего развития достигли такие черты танца модерн, как углубленная психологичность, драматическая напряженность. Против этого восстало новое поколение деятелей балета. Мерс Каннингем, Эрик Хокинс, Алуин Николайс, Пол Тейлор и Анна Соколова и др. создали новый тип танца, свободного как от рефлексии, так и от изобразительности хореографических образов. Для этого направления характерны эмоции духовного одиночества, а также качество, родившееся под влиянием восточной философии: неподвижность в движении и движение в неподвижности. Другие типичные черты направления: алеаторичность («случайность») хореографии, непоследовательность (non-sequitur), свойственные танцу абсурда, дегуманизаниция и некоммуникативность. Контрастом этому стилю сможет служить основанный на джазовых моделях, ритмически полнокровный, эмоционально насыщенный стиль Алвина Эйли.

Возможно, самой крупной фигурой танца модерн с начала 1970-х годов является Туайла Тарп. Опираясь на формулы популярных музыкальных стилей (свинга, блюза, рэгтайма и других), Тарп смело экспериментирует с разными типами жестов и движений: оседаниями на пол, подергиваниями, толчками и отпихиваниями и несинхронными положениями рук и ног.

Мюзикл. В бродвейских мюзиклах танец был широко представлен задолго до того, как Агнес де Милль поставила в 1943 знаменитую Оклахому! Именно эта постановка обозначила новую эпоху в развитии мюзикла – эпоху синтеза музыки, слова и движения. После Оклахомы! в жанре мюзикла стали работать первоклассные хореографы. Кроме Хелен Тамирис (Анни, берись за ружье) и Агнес де Милль (Бригадун и Покрась свой фургон), в мюзикле работала Ханья Холм – балетмейстер, много сделавшая для развития танца модерн в 1930-х и 1940-х годах и нашедшая себя также в мюзикле (Целуй меня, Кэт). Имя Джерома Роббинса (среди его постановок – В городе, Король и я, Скрипач на крыше) обычно связывается с постановкой Вест-Сайдской истории – прочтения в жанре мюзикла истории Ромео и Джульетты. Для Роббинса характерно мастерское применение танца как средства развития драматического действия (например, сцена драки соперничающих молодежных группировок, поставленная на музыку Л. Бернстайна как комбинация джазовых и балетных элементов).

По Вест-Сайдской истории, а также по мюзиклам Моя прекрасная леди, Король и я были сняты фильмы. В числе наиболее выдающихся мюзиклов, запечатленных на кинопленке, – английский мюзикл Красные башмачки в хореографии Роберта Хелпманна с Мойрой Ширер в главной роли и голливудский фильм с увлекательной хореографией Майкла Кидда Семь невест для семи братьев.

Американский танец начала 20 века

XX столетие отмечено поразительным разнообразием культурных и художественных явлений, многие из которых прямо противоположны друг другу по идейной направленности, формам художественного выражения и резко отличаются своими историческими связями и удельным весом в жизни широких кругов. Степень их воздействия на музыкальное и хореографическое искусство зачастую неодинакова (например, импрессионизм в музыке и в хореографии). Но по-разному проявляясь, художественные явления XX века в той или иной мере оказывают влияние на развитие всех форм и жанров данных видов искусств, в том числе и на эволюцию танцевальных жанров.

Законодателем танцевальных мод перед 1-й мировой войной становится Нью-Йорк (в частности, салон супругов Вернон и Айрин Касл). Именно отсюда распространяются самые популярные танцы того времени. Одним из первых американских танцев, вошедших в моду в Европе, стал вальс-бостон; позднее за ним последовали танго и синкопированные танцы типа рэгтайма (тустеп, уанстеп). Новые танцы отвергали выворотное положение стоп и классические балетные позиции, отстаивали естественную походку; в них возрастала роль импровизационного начала. Немалую роль в их популярности сыграла новизна музыки с ее резкими акцентами, синкопами, ударной манерой исполнения.

Все вышеперечисленные стили и жанры бытового танцевального искусства мало проявляются в танце и танцевальной музыке академической традиции, развитие которых идет в совершенно другом направлении. Если в творчестве «легкого» жанра, неразрывно связанном с бытом, с эстрадной традицией, все большее значение приобретает развлекательность, комедийность, а также коммерческая целесообразность, то высокохудожественные танцевальные произведения (их музыка и хореография) еще более усложняются, эмоционально и идейно насыщаются. Композиторы и балетмейстеры, используя танцевальные жанры, стремятся наполнить их глубоким философским содержанием, придать им предельно сложные для восприятия внешние формы выражения.

***
Количество танцевальных жанров, получивших распространение в XX веке, довольно велико. Поэтому мы даем описание лишь наиболее значительных из них.

ВАЛЬС-БОСТОН — американский салонный танец лирического, часто сентиментального характера. Название танца происходит от названия американского г. Бостон. Возник в конце XIX века (примерно в 1870-х гг.), большое распространение получил в США и Европе в 20-х гг. XX века. Представляет собой разновидность медленного вальса. Музыкальный размер — 3/4. Характерной чертой его является пауза в аккомпанементе на 3-й доле такта (иногда на 2-й). Известен также как английский вальс.

Примеры:
Хиндемит Фп. сюита «1922»
Канчели Вальс-бостон для фп. и струнного оркестра
Глиэр Балет «Красный мак»

РЭГТАЙМ (также регтайм, с англ. — букв. «разорванное время») — стиль афро-американской городской танцевально-бытовой музыки (преимущественно для фортепиано). Сформировавшись в США во 70-е годы XIX века, он становится популярным с середины 1890-х годов до 1918. Изначально бытовали и другие его названия — rag, rag music, rag piano playing, ragging и др.

Примеры:
Джоплин Рэгтаймы для фп.
Стравинский Балет «Сказка о беглом солдате и черте»; «Рэгтайм для 11 инструментов»
Мийо Балет «Бык на крыше» и др. произведения
Сати Балет «Парад»
Дворжак Симфония «Из Нового Света»; струнный квартет («Американский»)
Равель сцены в мюзик-холльном духе и рэгтайм в опере «Дитя и волшебство»

ТАНГО (слово, вероятно, африканского происхождения, хотя музыка и хореография танца, распространившегося в начале XX века по всему миру под названием «аргентинское танго», — креольские) — испанский и латиноамериканский танцевальный и песенный жанр. Музыкальный размер — 4/8, 4/4, 2/4, темп — умеренный или умеренно подвижный, ритм — активный, акцентированный, насыщенный синкопами и пунктиром.

Примеры:
Шостакович «Золотой век» № 29
Хачатурян К. «Чиполлино»

ТУСТЕП (франц. lancier, букв. — улан) (с англ. — двойной шаг) — салонный североамериканский парный бальный танец с установленной композицией. Темп — умеренный или быстрый, музыкальный размер — 2/4. Имеет сходство с полькой. Является предшественником уанстепа и фокстрота.

УАНСТЕП (франц. — «буря») (с англ. — один шаг) — бальный танец, исполняющийся в быстром темпе, музыкальном размере 2/4 или 6/8.

Квикстеп
КВИКСТЕП (также куикстеп, с англ. — быстрый шаг) — танец, разновидность фокстрота, возникший в середине 20-х гг. XX века. Музыкальный размер — 4/4, первая и третья доли такта акцентируются. Темп быстрый. Иногда словом «квикстеп» обозначается быстрый марш.

ФОКСТРОТ (с англ. — лисий шаг) — бальный танец свободной композиции, основанный на скользящих шагах, выполняемый в паре (в положении друг против друга). Музыкальный размер — 4/4. Исполняется в умеренно быстром (slow foxtrot) и быстром (quick foxtrot) темпе.

Примеры:Шостакович «Золотой век» № 19

ЧАРЛЬСТОН — танец импровизационного характера афроамериканского происхождения, родственный рэгтайму. Подобно фокстроту исполняется в быстром или умеренно быстром темпе. Характеризуется острым синкопированным ритмом. Музыкальный размер — 2/2 или 4/4.

ШИММИ (с англ. — букв. «рубашка», «ночная сорочка») — бытовой импровизационный парный танец афро-американского происхождения, род рэгтайма. Музыкальный размер — 2/4 или 4/4.

БУГИ-ВУГИ (с англ. — звукоподр.) — фортепианный импровизационный стиль джаза, распространенный в 20-х гг. XX века, а также модный эксцентричный танец, получивший в 1920—50-е гг. большую популярность в США и Европе.

Джиттербаг

ДЖИТТЕРБАГ (англ. jitter — трястись, bug — неврастеник, паникёр) — эксцентричный, импровизированный быстрый танец с резкими движениями (прыжки, тряска тела, вращение, перебрасывание партнерши и др.), который был популярен в США в 30-е годы XX века. Возник в танцевальных залах нью-йоркского района Гарлем (назывался также линди-хоп). В Европе широкую популярность получил в 1940-х годах. Имел большое сходство с буги-вуги и рок-н-роллом. Одним из синонимов джиттербага являлось название джайв (с англ. — пустая болтовня). Танцы стиля джиттербаг сопровождаются синкопированной музыкой.

Румба

РУМБА — афро-кубинский (на Кубе глагол «румбаре» означает просто «танцевать») импровизационный парный танец с характерными движениями бедер. Музыкальный размер — 2-дольный (чаще 4/4), ритм — синкопированный (характерно акцентирование последней, 4-й доли такта). Характерные признаки румбы — острые акценты на слабых долях такта, многократное повторение 8-тактовой мелодической фразы, остинатные ритмические фигуры, исполняемые на маракасах и др. ударных инструментах. Темп — умеренный или умеренно быстрый.

САМБА — афро-бразильский народный парный танец африканского происхождения (восходит в истоках к танцевальным ритмам чернокожих рабов, завезенных в Бразилию). Исполняется в быстром темпе, в 2-дольном музыкальном размере (2/4 или 4/4). Сопровождается пением и игрой на шумовых инструментах. Характер очень веселый, праздничный.

Мамбо

МАМБО — парный импровизационный латиноамериканский (кубинский) танец, экспрессивный по характеру, родственный ча-ча-ча и румбе. В отличие от них мамбо не имеет четко выраженных фольклорных корней, т. к. создавалось искусственно. Музыкальный размер — 4/4, четкий остинатный ритм. Темп — от умеренного до быстрого. Разнообразные ритмы мамбо создаются звучанием целого ряда ударных инструментов (клавес, маракасы и др.).

ЧА-ЧА-ЧА — кубинский танец умеренно быстрого темпа. Музыкальный размер — 4/4, последняя четверть такта делится пополам на две восьмых, первая доля акцентирована.

КАЛИПСО — афро-американский танец-песня, возникший на основе негритянских фольклорных танцев южных и восточных островов Карибского архипелага (Ямайки, Тринидада и Тобаго). Восходит в своих истоках к традиционным африканским и вест-индским жанрам. Музыкальный размер — 4/4. Темп умеренный. Традиционные формы калипсо характеризуются использованием полиметрии и полиритмии. В середине 50-х гг. XX века приобрел популярность в Америке и Европе.

БОССА-НОВА (с португ. — новое увлечение) — парный танец южноамериканского происхождения, пришедший в танцевальные залы Европы и Америки около 1960 года. Танец развился из бразильской музыки под влиянием джаза в совсем новом ритме (new beat). Для него характерен скользящий затянутый шаг на месте или в передвижении по залу. Для музыкального сопровождения типичны размеры 2/2, 4/4, ритм с острыми синкопами и разнообразными акцентами.

ПАСОДОБЛЬ (также пасодобле; исп. paso doble — двойной шаг) — испанский танец в характере умеренно быстрого марша. Имеет музыкальный размер 2/4, 3/4, 6/8. Был популярен в Европе в 50-е гг. XX века.

Рок-н-ролл

РОК-Н-РОЛЛ (производное от англ. Rock and roll — раскачиваться и вращаться) — песенно-танцевальная форма и стиль современной массовой музыки, возникшие в США в начале 50-х гг. XX века. Рок-н-ролл характеризуется простой мелодией с несложной гармонией, с метрическими акцентами на слабых 2-й и 4-й долях такта. Музыкальный размер — 4/4, темп — от умеренно быстрого до быстрого. Исполняется певцом в сопровождении малого ансамбля (саксофон, электрогитара, контрабас или бас-гитара, фортепиано или орган, ударные инструменты).

ШЕЙК (с англ. — букв. «трястись») — парный бытовой танец импровизационного характера (выражается резкими движениями плеч). Был популярным в США и Европе в 1-й половине 1960-х гг. Музыкальный размер — 4/4.

ТВИСТ (с англ. — букв. крутить, вертеть) — американский парный бытовой рок-танец импровизационного характера с характерными движениями бедер. Музыкальный размер — 4/4, темп — умеренно быстрый или быстрый. Характерны однообразные подчеркнутые акценты на сильных долях такта. Музыка твиста представляет собой разновидность рок-н-ролла.

Брейк-данс

БРЕЙК-ДАНС — танец, развившийся в 1980-е гг. в Америке и охвативший весь мир. Для него характерны несвязные, «рубленые» движения отдельных частей тела, которые представляют собой механические движения роботов, волны, проходящие по телу как электрический ток, и гимнастико-акробатические элементы.

БАЛЕТ 20 ВЕКА

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое «БАЛЕТ 20 ВЕКА» в других словарях:

БАЛЕТ — вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый классический (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства. Балет… … Энциклопедия Кольера

БАЛЕТ МИРОВОЙ — Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) … Энциклопедия Кольера

Балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век» — 80 лет назад, 26 октября 1930 года в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича Золотой век . В конце 1920 х годов в советском искусстве появилась тенденция к обновлению … Энциклопедия ньюсмейкеров

Балет Игоря Стравинского «Жар‑птица» — Балет Жар птица – одно из ранних произведений Игоря Стравинского и первый балет на русскую тему в антрепризе выдающегося организатора Русских сезонов в Париже Сергея Дягилева. Идея создания сценического произведения такой тематики возникла… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» — В 1890 году русский композитор Петр Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет. Для балета композитор избрал известную сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана Щелкунчик и мышиный король из… … Энциклопедия ньюсмейкеров

балет а лантре — * ballet à l entrées. театр. В средние века в Европе появление в пиршенственной зале маскированных персонажей, сопровождавшееся песней, инструментальной пьесой, танцем, инсценировкой. В дальнейшем составляли действие балетов à l entrées.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Балет — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Балет — БАЛÉТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo – танцую), вид музыкально театрального иск ва, содержание к рого выражается в хореографич. образах. В ряду др. иск в Б. принадлежит к зрелищным синтетич., пространственно временным … Балет. Энциклопедия

БАЛЕТ — Раскроем томик Пушкина: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной… … Музыкальный словарь

Балет в филателии — Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия